РУС ENG

СА-4-9/4609@

Дата публикации: 21.03.2019

Дата решения: 15.03.2019

Номер решения: СА-4-9/4609@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 76

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Отмена приостановления операций по счетам организации по решениям, вынесенным до даты открытия в отношении нее конкурсного производства 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Решения Инспекции о приостановлении операций по счетам организации, вынесенные до даты открытия в отношении нее конкурсного производства, не требуют принятия налоговым органом решений об их отмене. В указанной ситуации отмена приостановления операций по счетам осуществляется автоматически на основании положений Федерального закона.

Позиция налогоплательщика: Заявитель просит признать незаконными и отменить ранее вынесенные решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с открытием конкурсного производства.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127 – ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

На основании положений абзаца 1 пункта 9.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пунктах 7 - 9 статьи 76 Кодекса и в пункте 10 статьи 101 Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

Согласно абзацу 2 пункта 9.1 статьи 76 Кодекса в случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедуре банкротства» (далее - Пленум № 36) с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства указанное приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения о его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона № 127-ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи 76 Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган. Также не допускается в любой из этих процедур принятие налоговым органом решения о таком приостановлении; при поступлении такого решения в кредитную организацию она возвращает его налоговому органу со ссылкой на запрет его исполнения в силу Закона № 127-ФЗ.

Таким образом, положения статьи 76 Кодекса применяются с учетом требований Закона № 127-ФЗ и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Управлением вынесено решение от 26.11.2018, которым жалоба Конкурсного управляющего от 31.10.2018 оставлена без удовлетворения. В указанном решении Управлением сообщено о принятом Арбитражным судом решении о признании Общества несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства, также отмечено, что из 68 решений о приостановлении операций по счетам, принятых налоговым органом в отношении Общества, 57 решений вынесены Инспекцией до открытия процедуры конкурсного производства, а 11 решений от 06.09.2018 вынесены налоговым органом после открытия процедуры конкурсного производства. При этом 11 решений, вынесенных налоговым органом после открытия процедуры конкурсного производства, отменены Инспекцией решениями от 06.11.2018, которые направлены в банк и Обществу. Вместе с тем Управлением на основании положений статьи 126 Закона № 127-ФЗ, отмечено, что с даты принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом, при этом основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда. Также на основании положений статьи 76 Кодекса Управлением указано, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке осуществляется на основании федеральных законов, то принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Кроме того, Управление, ссылаясь на пункт 6 Пленума
№ 36, сообщило, что с даты введения процедуры конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене. На основании изложенного Управлением не установлены основания для удовлетворения жалобы Заявителя.

Таким образом, доводам Конкурсного управляющего в решении Управления от 26.11.2018 дана обоснованная оценка и у Федеральной налоговой службы отсутствовали основания для отмены указанного решения.

На основании изложенного Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.


Перейти к полному тексту решения по жалобе