РУС ENG

СА-3-9/3616@

Дата публикации: 18.04.2019

Дата решения: 16.04.2019

Номер решения: СА-3-9/3616@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 391

Вид налога: Земельный налог

Тема налогового спора: Правомерность отказа в пересчете земельного налога с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, установленной решением суда, в случае внесения сведений об изменении стоимости в государственный реестр недвижимости до 01.01.2019 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Отказ в перерасчете земельного налога за 2015 год связан с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в суд в 2016 году. Кроме того, налоговый орган указал, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации подпунктом «б» пункта 4 статьи 2 Закона № 334-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2019, следовательно, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости земельных участков, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (в том числе по искам/заявлениям)

 

Позиция налогоплательщика: Заявитель со ссылкой на подпункт «б» пункта 4 статьи 2 Закона № 334-ФЗ и решение суда, в котором дата начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости является 01.01.2015, полагает, что налоговым органом должен быть произведен перерасчет по земельному налогу за 2015 год.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 390 Кодекса установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции действовавшей до 01.01.2019) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции действовавшей до 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.

Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции действовавшей до 01.01.2019) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно подпункту «а» пункта 4 статьи 2 Федерального закона
от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и части вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 334-ФЗ) абзацы 4-7 статьи 391 Кодекса признаны утратившими силу.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 статьи 2 Закона № 334-ФЗ статья 391 Кодекса дополнена пунктом 1.1. Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.

Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Кодекса установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса (в редакции Закона
№ 334-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Заявитель является собственником трех земельных участков.

В Инспекцию в порядке статьи 85 Кодекса из регистрирующих органов поступили сведения о кадастровой стоимости, утверждённой Постановлением Правительства области, вышеуказанных земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 11.12.2013.

На основании указанных сведений Инспекцией сформированы и направлены Заявителю налоговые уведомления от 25.08.2016 и от 11.09.2017.

Согласно налоговому уведомлению от 25.08.2016 Заявителю исчислен земельный налог за 2015 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2016. Уплата земельного налога Заявителем не произведена.

Согласно налоговому уведомлению от 11.09.2017 Заявителю исчислен земельный налог за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01.12.2017. Уплата земельного налога Заявителем не произведена.

Из материалов жалобы следует, что Заявитель обратился в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала об установлении кадастровой стоимости обозначенных земельных участков равной их рыночной стоимости, считая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.

Решением областного суда от 24.10.2017 административное исковое заявление удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 соответственно. При этом согласно резолютивной части данного решения областного суда указанная кадастровая стоимость установлена на период с 01.01.2016 и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости указанных земельных участков, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном статьей 5 Кодекса; дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков установлена судом как 30.12.2016.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости
от 11.04.2019 сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленных Решением областного суда, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07.03.2018, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 01.01.2011, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 30.12.2016, дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда - 01.01.2016.

На основании указанных сведений, а также заявления Заявителя
от 13.02.2018 о перерасчете суммы земельного налога за 2015-2016 годы, Инспекцией произведен перерасчет подлежащего уплате Заявителем земельного налога за 2016 год, при этом поскольку дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости установлена 30.12.2016 оснований для перерасчета земельного налога за 2015 год налоговым органом не установлено, о чем сообщено Заявителю письмом от 02.03.2018. Вместе с указанным письмом в адрес Заявителя направлено налоговое уведомление от 06.03.2018об уплате земельного налога по перерасчету за 2016 год.

Не согласившись с указанным ответом, Заявитель обратился через Инспекцию в Управление с жалобой от 04.02.2019.

Заявитель считает отказ Инспекции в перерасчете земельного налога за 2015 год, в связи с тем, что вышеуказанные изменения подлежат применению с 01.01.2019 года, законодательно не обоснованным, поскольку в Законе № 334-ФЗ прямо не сказано «начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания», но не ранее даты вступления данного закона в силу.

По результатам ее рассмотрения жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.

В указанном решении Управлением Заявителю сообщено: о направленных в его адрес налоговых уведомлениях; о вынесенном областным судом решении об установлении кадастровой стоимости земельных участков Заявителя равной их рыночной стоимости; о произведенном перерасчете земельного налога за 2016 год; разъяснены причины отказа в перерасчете земельного налога за 2015 год. Принятая судом кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011 установлена на период с 01.01.2016 и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости указанных земельных участков, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном статьей 5 Кодекса. При этом Управлением отмечено, что пунктом 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ конкретно определено, что положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019. Кроме того, Управлением сообщено Заявителю, что решением городского суда от 19.03.2018 удовлетворено административное исковое заявление Инспекции о взыскании с Заявителя земельного налога и пени за 2015 год, при этом судом апелляционной инстанции указанное решение оставлено без изменения.

Таким образом, поскольку дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в суд - 30.12.2016, а также учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением областного суда, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 07.03.2018 (до 01.01.2019), то у Инспекции отсутствуют основания для применения пункта 1.1 статьи 391 Кодекса в части проведения перерасчета Заявителю земельного налога за 2015 год.

Учитывая вышеизложенное, Федеральная налоговая служба, оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.