РУС ENG

С.А. Аракелов: Новые подходы в работе позволят изменить концепцию налогового контроля

Дата публикации: 16.10.2014 16:26 (архив)

«Новые подходы в работе позволят изменить концепцию налогового контроля. Система преобразований в организации контрольной работы нацелена на единый результат - обеспечение соблюдения налогового законодательства», - заявил заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов на семинаре в Ростове-на-Дону. Совещание проходит в рамках Всероссийского проекта по внедрению системы моделирования и коррекции поведения налогоплательщиков.

На мероприятии рассмотрены новые подходы и механизмы, применение которых позволит изменить концепцию налогового контроля. В основу системы моделирования заложены критерии отбора налогоплательщиков определенной отрасли, имеющих максимальные риски совершения нарушений налогового законодательства и создание «волнового» эффекта по другим налогоплательщикам данной отрасли.

«От степени развития налоговой системы, уровня ее конкурентоспособности и стабильности, качества налогового администрирования и эффективности принимаемых мер напрямую зависит качество жизни наших граждан», - подчеркнул заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.Н. Гурба.

С.А. Аракелов отметил, что Службой выработаны единые подходы к взаимодействию контрольного и правовых блоков. И конечный результат во многом зависит как от правильного отбора налогоплательщиков на стадии планирования, так и от системы взаимодействия контрольного и правового блоков на всех этапах налогового контроля. Результативно и качественно проводить проверки – эта общая задача, которая стоит перед налоговыми органами, добавил заместитель руководителя ФНС России.

«Цель Службы - мотивировать налогоплательщиков самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства, не дожидаясь налоговой проверки. Система открытости результатов выездных проверок позволит налогоплательщику понимать, что если у него ситуация аналогичная по тем нарушениям, которые уже выявлены налоговыми органами, то риск наступления неблагоприятных последствий максимален. Назначая проверки, налоговые органы должны иметь четкое представление о тех налоговых рисках, которые имеются в деятельности налогоплательщика», - обратил внимание С.А. Аракелов.

Введение автоматизированной системы АСК НДС позволило уже сегодня сконцентрировать внимание на максимально рисковых компаниях, предъявляющих НДС к возмещению из бюджета. Одновременно снижена административная нагрузка на компании, которые ведут свой бизнес максимально «прозрачно» и понятно. Кроме того, ФНС России проводит информационную и организационную подготовку к использованию новой системы Big data, которая со следующего года будет отслеживать все транзакции по налогу на добавленную стоимость.

Участники семинара также обсудили вопрос расширения сферы применения системы обязательного досудебного урегулирования налоговых споров с 2014 года. Перед рассмотрением споров в судебном порядке теперь все споры попадают в вышестоящие налоговые органы. Указанный порядок не только позволяет оперативно устранить нарушение прав налогоплательщика или прекратить не имеющий судебной перспективы спор, но и получить информацию об ошибках, совершенных на стадии проведения проверок, и о причинах их возникновения.

В связи с этим С.А. Аракелов поставил перед отделами досудебного урегулирования налоговых споров региональных управлений ФНС России следующие задачи: систематизация результатов рассмотрения жалоб, своевременный анализ информации о причинах признания необоснованными решений инспекций, а также активное участие в формировании единой позиции еще на стадии рассмотрения возражений налогоплательщиков.

В совещании-семинаре, в рамках которого представители контрольного и правового блоков обсуждают вопросы взаимодействия при планировании и проведении налоговых проверок, принимают участие более 500 представителей налоговых органов из центрального аппарата ФНС России, управлений ФНС России Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов и межрегиональных инспекций ФНС России по указанным федеральным округам.