У налоговой — новые функции. Интервью по поводу

13 Республика Мордовия

Дата публикации: 24.07.2017

Издание: "Знамя". Газета Чамзинского района Республики Мордовия
Тема: налоги
Источник:  http://znamya.smotnik.ru

Известно, что налоговые органы обеспечивают реализацию экономической и социальной политики, содействуют исполнению конституционных прав граждан на образование, медицинское обслуживание, выплату заработной платы, пенсий. От внимания, настойчивости, непримиримости работников инспекции к нарушениям зависят наполнение бюджета, предпринимательская активность, инвестиционный климат и стабильность экономики обслуживаемых ими районов и нашего Чамзинского в том числе. Немало зависит от специалистов-налоговиков и то, насколько правильно и грамотно исполняются нововведения в ведомстве.

Об одном из таких нововведений: с 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, а также о том, как обстоит дело в инспекции с уплатой налогов, мы попросили рассказать ее начальника, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Г.В. Авдонина.

В первом полугодии текущего года общая сумма налоговых поступлений по инспекции составила 984,7 млн. рублей, из них 100,3 млн. рублей приходится в федеральный бюджет, 680,8 млн. рублей в республиканский бюджет, 203,7 млн. рублей - в местный бюджет. В том числе в бюджет Чамзинского муниципального района поступило более 110 млн. рублей. Значение этих показателей свидетельствует о росте налоговых поступлений по сравнению с прошлым годом на 13,7%. Как следствие, на базе роста уплаты налогов и сборов происходит снижение задолженности на 305,2 млн. рублей или 68,6%. А теперь о нововведении. С целью оптимизации контрольных функций по администрированию налоговых и неналоговых платежей в бюджетную систему РФ, во исполнение Указа Президента РФ от 15 января 2016 года №13 Правительством было принято решение о передаче функций администрирования страховых взносов в ведение налоговых органов. Поэтому с 1 января 2017 года наша Межрайонная ИФНС России №3 по РМ осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Передача страховых взносов на администрирование налоговым органам – это не возврат к единому социальному налогу, а, по сути, техническая замена администратора с сохранением их действующей конфигурации.

Геннадий Васильевич, не произошло ли в связи с этим увеличение нагрузки на плательщиков страховых взносов? Вот, к примеру, срок представления расчета по страховым взносам совпадает со сроком сдачи расчета по форме 6-НДФЛ, не создает ли это проблему для организаций с большой численностью сотрудников?

Объекты обложения страховыми взносами перечислены в ст. 420 НК РФ, которая фактически зеркально отражает нормы ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Поэтому со сменой администратора увеличение нагрузки на плательщиков при исчислении страховых взносов не произошло, так как никаких дополнительных платежей в связи с реформой администрирования страховых взносов не введено.  Что касаемо представления расчета, то плательщики, имеющие большую численность сотрудников, используют для формирования отчетности специальные автоматизированные системы, учитывающие нюансы законодательства о налогах и сборах. Кроме того, в таких системах реализованы контрольные соотношения, применяемые налоговыми органами. Соответственно, при правильном вводе в систему данных из первичной документации отчетность формируется в автоматизированном режиме. В связи с этим дополнительной нагрузки при одновременном формировании отчетности по страховым взносам и НДФЛ у организаций не возникает.

Зачем по налогу на доходы физических лиц понадобилась форма 6-НДФЛ, если есть форма 2-НДФЛ?

С наступлением 2016 года все налоговые агенты подают новую форму отчетности 6-НДФЛ, которая введена федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ. Данная форма представляет собой обобщенный (не персонифицированный) отчет о суммарной величине НДФЛ, уплаченного предприятием по каждому работнику. В этом его отличие от справок 2-НДФЛ, которые оформляются на каждого сотрудника отдельно. Введение данной формы отчетности расширило функции оперативного контроля за  начислением и уплатой налоговыми агентами НДФЛ. До 2016 года реальный контроль данного налога мы могли осуществлять только во время выездных налоговых проверок.

Предполагается ли в связи с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы расширить функционалы личных кабинетов на сайте ФНС России?

Да, весь функционал личных кабинетов распространен и на платежи по страховым взносам. То есть налогоплательщики – юридические лица и индивидуальные предприниматели в любой момент могут узнать о состоянии расчетов по страховым взносам. В личный кабинет налогоплательщика – юридического лица добавлен сервис, который позволяет проверить достоверность данных расчета по страховым взносам (ФИО, СНИЛС, ИНН) каждого работника до его представления в налоговый орган, что позволяет снизить процент отказов в приеме расчета. В личном кабинете налогоплательщика для физических лиц появился раздел по страховым взносам, благодаря которому можно узнать о начисленных работодателем суммах. Сегодня пользователи личного кабинета, а это более 8 тысяч человек по инспекции, могут сравнить данные из представленных ими налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ с информацией из справок о доходах по форме 2-НДФЛ, которые предоставили работодатели. Точно такая же вкладка есть и по страховым взносам. Стоит отметить, что любое изменение в налоговом законодательстве находит отражение в личном кабинете. Это правильно и очень удобно, не нужно изучать толстые тома кодексов и законодательных актов, достаточно быть пользователем сервиса. Своевременное овладение нужной информацией, позволяет избежать множества проблем, так как уплата налогов является обязательной нормой для всех граждан РФ.

Геннадий Васильевич, напомните, пожалуйста, читателям о том, как можно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика

Организации и индивидуальные предприниматели могут сделать это самостоятельно на сайте ФНС России при наличии квалифицированного сертификата ключа электронной подписи. Граждане могут получить доступ к личному кабинету при личном посещении любого отделения налоговой инспекции, предъявив паспорт, либо через авторизацию на сайте госуслуг. Второй способ регистрации возможен только для граждан, подтвердивших свою личность при посещении в центрах обслуживания. Если доступ к сервису, программе стал невозможным из-за потери пароля, процедура получения нового пароля схожа с процедурой регистрации. 

С 1 июля 2017 года организации и индивидуальные предприниматели перешли на применение онлайн-касс. Каков принцип работы новых касс?

Новый тип ККТ - это аппарат, который формирует чеки. Он передает все данные оператору фискальных данных и принимает от него сигналы подтверждения. Также он печатает чеки, записывает и хранит о них всю информацию в течении 5 лет. Чеки онлайн-касс содержат больше информации и новые реквизиты. Так, теперь на чеке есть адрес сайта, где можно проверить кассовый чек. Предусмотрено два варианта выдачи чека – в бумажном или электронном виде.

Из-за большого спроса на технику не все продавцы успели приобрести новый кассовый аппарат или модернизировать обычный до 1 июля текущего года. Грозит ли таким лицам штраф? 

В соответствии с письмом ФНС России от 31.01.2017 года №ЕД-4-20/1602 неприменение ККТ в установленные законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа для организаций в размере не менее 30 тыс. рублей, для руководителей и индивидуальных предпринимателей - не менее 10 тыс. рублей. Однако, согласно позиции Минфина России, содержащейся в письме от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, при обнаружении факта неприменения организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ при осуществлении расчетов в соответствии с требованиями Федерального закона № 290-ФЗ, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ (наличие договора поставки новой кассы или платежного документа, подтверждающего оплату новой кассы и др.), указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не будет.

Каким образом в такой ситуации подтверждать расчет между продавцом и покупателем? 

В данной ситуации организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем.

Все ли обязаны использовать ККТ?

ККТ при определенных видах деятельности можно не применять, в частности, при оказании услуг населению, если при расчете клиентам выдаются бланки строгой отчетности. Без кассы можно ремонтировать обувь, продавать газеты и журналы в киосках, торговать на ярмарках и выставках, продавать лотерейные билеты, мороженное и безалкогольные напитки, овощи и бахчевые, принимать стеклопосуду... И это еще не все услуги. Важно обратить внимание, что с 31 марта 2017 года изменились правила продажи алкогольных напитков: теперь плательщики ЕНВД и патента обязаны применять ККТ при продаже любого алкоголя, а с 1 июля 2018 года такие налогоплательщики обязаны перейти на онлайн-кассы при продаже любого товара.


Л. Федорова