ENG

Налоговая служба: в интересах человека и государства

13 Республика Мордовия

Дата публикации: 21.11.2018

Издание: Общественно-политическая газета "Известия Мордовии", 21 ноября 2018 г.
Тема: налоги
Источник:  /html/sites/www.rn13.nalog.ru/smi/211118.pdf

21 ноября 1991 года Указом Президента РФ №218 образована самостоятельная Государственная служба Российской Федерации. Ежегодно в этот день сотрудники службы государственной важности отмечают свой профессиональный праздник. Сегодня гость редакции – руководитель Управления ФНС России по Республике Мордовия Светлана  Вишнякова.

Светлана Викторовна, начнем с традиционного вопроса: с какими успехами в деле наполнения государственной казны встречают профессиональный праздник налоговые органы республики? 

Обеспечение доходной части бюджета – одна из главных задач налоговых органов. Причины очевидны – поступления в казну государства, в бюджеты регионов способствуют решению социальных,  образовательных, экономических, культурных и других вопросов и проблем. 

За 2018 год от  налогоплательщиков республики в бюджетную систему Российской Федерации поступило почти 29,8 млрд. рублей, из которых более 20 млрд. рублей – в консолидированный бюджет Республики Мордовия. 

Сегодня много говорится о снижении давления на бизнес со стороны  контрольно-надзорных органов. Применимо ли это к налоговой службе?

Тенденция к снижению выездных налоговых проверок действительно наблюдается: за последние 5 лет их количество сократилось практически в 4 раза. Но это не значит, что ослаблен налоговый  контроль - он ведется на всех этапах налогообложения. Контрольная функция – одна  из основных. Ее  цель  – достижение высокого уровня исполнительской дисциплины, то есть  в срок и сполна уплаченные налоги.  Проверки стали качественнее: в текущем году их проведено всего 58, в результате  в бюджет поступило 427,5 млн. рублей или 105% к уровню  9 месяцев прошлого года.

Сегодня немаловажной является превентивная аналитическая работа с риск–ориентированным подходом, направленная на упреждение налоговых нарушений, который сейчас используется во всех контрольно–надзорных органах.  

Работа с налогоплательщиками, ориентированная на самостоятельную оценку рисков, дает сегодня весомый  результат. Так, в результате уточнения налогоплательщиками своих обязательств в бюджет дополнительно поступило более 100 млн. рублей.

А в отношении физлиц? Каким образом законодатель стимулирует граждан платить налоги своевременно?

В этом году принят Федеральный закон, согласно которому с 1 января 2019 года изменится порядок перерасчета транспортного и земельного налогов физических лиц. Так, перерасчет будет возможен не более чем за три налоговых периода, которые предшествуют году направления налогового уведомления. При этом перерасчет, независимо от его основания, не допускается, если это повлечет увеличение ранее уплаченных сумм налогов.  Как эта норма будет применяться на практике? Если гражданин в 2018 году полностью оплатил налог на имущество или земельный налог, то ему можно не опасаться перерасчета в 2019 году суммы налога в сторону увеличения (например, в связи с выявленной ошибкой в кадастровой стоимости объекта).

Недавно по всей России прошли Дни открытых дверей по имущественным налогам физлиц. Мордовия принимала в них участие? 

Все наши инспекции приняли участие в этой акции – за два дня в налоговые органы обратилось более 2 тысяч налогоплательщиков. В основном граждане обращались за налоговыми уведомлениями, многие заявляли о налоговых льготах, сообщали об оформлении собственности, просили подключить их к Личному кабинету. 

Светлана Викторовна, налоговая служба позиционирует себя как открытое ведомство, ориентированное на индивидуальный подход к каждому налогоплательщику... 

Повышение качества предоставления государственных услуг – один из ведущих трендов ФНС России.

Мы стараемся  делать все, чтобы граждане исполняли свой конституционный долг по уплате налогов  в  комфортных условиях.  Операционные залы инспекций оборудованы в фирменном стиле ФНС,  главные задачи которого – удобство и информативность. Проще говоря, здесь предусмотрено все – от наличия авторучек и удобной мебели до возможности распечатать заполненную декларацию. 

На официальном Интернет-сайте ФНС России функционируют более 50 онлайн-сервисов, с помощью которых можно  решить все вопросы без визита в инспекцию: обращаться в налоговые органы, уплачивать налоги, проверять контрагентов, направлять документы для регистрации бизнеса, регистрировать контрольно-кассовую технику и т.д. 

Как налогоплательщики оценивают новшества?

Для нас важна  оценка налогоплательщиков. Важна обратная связь, чтобы понимать, в каком направлении двигаться и развиваться дальше. Как уже отмечалось, налоговая служба – открытое ведомство. Заявитель, получив ту или иную услугу ФНС России, может оценить ее качество  через несколько каналов: СМС,   сервис «Анкетирование» на сайте ФНС России,  портал «Ваш контроль». В  Личном кабинете ФЛ также предлагается оценить ответ на обращение. Отрицательные оценки есть, не скрою. Методом обзвона выясняем причины недовольства налогоплательщика и при необходимости проводим дополнительные мероприятия и  принимаем соответствующие меры. 

Какими, на Ваш взгляд, должны быть в идеале взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками?

Отношения должны строиться на  взаимном уважении, принципах открытости и законности. Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков должно быть эффективным, быстрым и удобным. В этом направлении приоритетными для ФНС России являются вопросы создания условий для упрощения налоговых процедур, форм и методов налогового администрирования, позволяющих увеличить количество налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства.

Для решения этих задач ФНС России сделано немало нововведений, применяются передовые формы и методы работы. 
Например, функционирует институт досудебного урегулирования налоговых споров, такая система «внутренних пересмотров», которая позволяет создать налогоплательщикам дополнительные гарантии защиты их интересов, снизить количество конфликтов и обращений в суд. Также, повышается информационная открытость налоговой службы и развитие электронных сервисов. 

Главная ценность службы, за что Вы испытываете чувство гордости?

Трудиться в налоговых органах это, в первую очередь, ответственная, но очень интересная и почетная работа. За время своего существования служба развивалась, менялась, шла в ногу со временем. Налоговая служба дает возможности для постоянного повышения уровня знаний и квалификации, реализации их на практике. Основной ценностью является коллектив, от опыта и профессионализма которого, ответственности и инициативности каждого сотрудника во многом зависит выполнение функций и задач, возложенных на налоговые органы. Наши сотрудники активны, добиваются успехов не только в своей работе, но и в спортивных достижениях, творческих мероприятиях.

Что бы Вы хотели пожелать коллегам в преддверии  праздника? 

Я хочу поздравить коллег, которые выполняют свой профессиональный долг и трудятся на благо государства. Искренне всем желаю профессионального роста и успехов, удачи в делах, крепкого здоровья, мира и благополучия! 

Отдельные поздравления ветеранам — тем, кто создавал налоговую службу. Выражаю слова благодарности за их добросовестный труд и преданность делу.


Автор статьи: Анна Сергеева