Лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, могут быть дисквалифицированы

Дата публикации: 19.07.2016 11:52 (архив)

Действующее законодательство Российской Федерации в настоящий момент предусматривает ряд оснований для возложения дополнительных мер ответственности (субсидиарная ответственность) на контролирующих организацию лиц.

Одним из оснований  гражданско-правовой ответственности руководителя организации, признанной несостоятельной, является неисполнение обязанности по своевременной подаче в суд заявления о банкротстве, которая установлена п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При наступлении обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. 

Согласно пункту 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Нарушение указанной обязанности руководителем должника, а также  гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем может  повлечь за собой ряд негативных последствий для лица, допустившего указанное нарушение, в виде привлечения к различным видам ответственности.
Во-первых,  за нарушение указанной обязанности возможно наступление административной ответственности (ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 29.12.2015 на налоговые органы, которые уполномочены представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников, возложены новые функции.

Если руководство юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии оснований не подало заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа (часть 5 статьи 14.13, статья 23.5 КоАП). За повторное такое нарушение в течение одного года арбитражный суд по обращению налогового органа может дисквалифицировать виновных должностных лиц (часть 5.1 статьи 14.13 КоАП).

Налоговыми органами Республики проводится  активная работа  по привлечению к административной ответственности за неисполнение  обязанности по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом. По состоянию на 01.07.2016 года налоговыми органами возбуждено 32 дела об административном правонарушении (составлены протоколы об административном правонарушении)  и  вынесено 30 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч.5 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа на общую сумму 146 000 рублей.          

Кроме того, нарушение руководителем  обязанности по подаче в арбитражный суд при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, заявления о признании должника несостоятельным является основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, возникшим после истечения указанного срока (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по этому основанию может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющий, конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом (п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве).

Денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, включаются в конкурсную массу. 
Требование о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после вступления определения в законную силу подлежит реализации по правилам ст. 140 Закона о банкротстве (п. 8 ст. 10 Закона о банкротстве).

В рамках осуществления своих полномочий УФНС России по Республике Мордовия как уполномоченный орган по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам с целью  изыскания «резервных» денежных средств для расчетов с кредиторами при недостаточности имущества организаций-банкротов направляет в арбитражный суд в рамках дел о банкротстве заявления о привлечении бывших руководителей организаций к субсидиарной ответственности по обязательствам должников за несвоевременную подачу заявлений о признании их несостоятельными.

По состоянию на 01.05.2016 года по заявлению УФНС России по Республике Мордовия привлечено к субсидиарной ответственности 8 должностных лиц организаций на общую сумму 5 881,25 тыс. рублей.

При этом необходимо обратить внимание, что с 29.12.2015 согласно Федеральному закону от 29.12.2015 года № 391-ФЗ ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» КоАП РФ дополнена новой ч. 8. Теперь неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему последним не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.

Следовательно, лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, в том числе за несвоевременное обращение в суд с заявлением о признании организации банкротом, но не возместившие должнику или его кредиторам ущерб, причиненный своими действиями, могут быть дисквалифицированы.

Таким образом, невыполнение руководителем требований Закона об обращении в арбитражный суд с заявлением должника влечет неразумное и недобросовестное принятие дополнительных долговых обязательств в ситуации, когда не могут быть исполнены существующие, заведомую невозможность удовлетворения требований новых кредиторов и, как следствие, убытки для них. В этом случае одним из правовых механизмов, обеспечивающих удовлетворение требований таких кредиторов при недостаточности конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Стоит и отметить тот факт, что в случае обращение лица, привлеченного к субсидиарной ответственности, в суд с заявлением о признании его банкротом как физического лица, в соответствии с п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве освобождение его от обязательств не допускается в случае, если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина.