ENG

На августовских слушаниях были обсуждены вопросы о досудебном урегулировании налоговых споров

Дата публикации: 27.08.2018 08:21

23 августа 2018 года в Управлении ФНС России по Республике Саха (Якутия) состоялись публичные обсуждения на тему «Досудебное урегулирование налоговых споров».

Открывая ежеквартальное мероприятие, и. о. руководителя Управления М.Н. Иванов отметил, что Федеральной налоговой службой утверждена и действует пятый год Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации.

Согласно Концепции стратегической целью данного направления деятельности является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, которые позволяют добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе путем внедрения примирительных процедур, которые позволяют устранить конфликтные ситуации при обращении в ФНС России без необходимости подачи письменной жалобы, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

С основным докладом «Досудебное регулирование налоговых споров как эффективный механизм обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и повышения качества работы налоговых органов» выступила начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления Л.В. Анисимова.

В своем докладе Луиза Анисимова отметила, что в течении последних лет сокращается количество рассматриваемых Управлением жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, снижается количество исков, подаваемых в суды после процедуры досудебного урегулирования, что свидетельствует о выявлении и устранении причин возникновения налоговых споров в результате их рассмотрения в досудебном порядке, а также в целом, об улучшении качества налогового администрирования территориальными налоговыми органами республики.

Так, если в 2015 году Управлением было рассмотрено 272 жалобы, то в 2017 году – 194 жалобы, по данным отчетности за 1 полугодие 2018 года рассмотрено 67 налоговых споров. По итогам первого полугодия судом первой инстанции вынесено 16 решений по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, тогда как за аналогичный период прошлого года было вынесено 31 решение.

Процент удовлетворенных полностью и частично жалоб также имеет тенденцию к снижению: если в 2015 году были удовлетворены требования заявителей в 56 процентах рассмотренных жалоб, то в 2016-м – 54 процента, 2017-м – удовлетворено уже 42 процента жалоб. По итогам первого полугодия данный показатель составил 40 процентов.

В настоящее время в среднем Управлением рассматривается налоговых споров в три раза больше, чем исков судами.

В рамках мероприятия было обращено внимание участников слушаний на электронные сервисы, используемые при досудебном урегулировании налоговых споров, которые предоставляют налогоплательщикам возможность заранее ознакомиться с единой правовой позицией ФНС по спорным вопросам, с наиболее значимыми решениями по жалобам, принятыми центральным аппаратом ФНС и региональными управлениями,

Слушатели также были ознакомлены с условиями признания налоговыми органами обстоятельств, заявленных налогоплательщиками, смягчающими налоговую ответственность, участникам мероприятия подробно освещены правовые позиции ФНС и судов по актуальным спорным вопросам.

В связи с большим количеством жалоб по вопросу об исключении организаций из ЕГРЮЛ выступил и.о. начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков А.А. Алексеев с докладом «Исключение организаций из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа: порядок, сроки, последствия», который вызвал также активный интерес слушателей мероприятия.

Круг участников августовских слушаний составили представители органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), прокуратуры Республики Саха (Якутия), центра занятости населения, региональных общественных организаций и отраслевых ассоциаций. Значительную часть участников составила целевая аудитория налогоплательщиков, которая задала интересующие вопросы по данной тематике.

Мероприятие было проведено в режиме видеоконференцсвязи, где все желающие по всей республике получили возможность принять участие в публичном слушании, задать свой волнующий вопрос и получить на него исчерпывающий ответ от компетентных сотрудников налогового органа.

Практика проведения общественных обсуждений показала, что публичные слушания являются конструктивной формой реализации прав граждан на участие в процессе принятия решений налогового органа и предназначены для информирования, выявления и учета мнения населения, а также налаживания постоянного диалога с общественностью.