РУС ENG

Применение электронной подписи

Правовое регулирование

К началу страницы

Отношения в области применения электронной подписи регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Федеральный закон № 63 - ФЗ).

Федеральным законом № 63 - ФЗ определяются понятие электронной подписи и ее виды: простая, усиленные неквалифицированная и квалифицированная электронные подписи.

Особенности применения и конкретные виды электронных подписей при взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (Налоговый кодекс).

При электронном взаимодействии хозяйствующих субъектов с налоговыми органами применяется квалифицированная электронная подпись. Получить квалифицированную электронную подпись можно в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ). С перечнем АУЦ можно ознакомится на портале Минцифры России.

При электронном взаимодействии физических лиц с налоговыми органами может применяться неквалифицированная электронная подпись, которую получают в Личном кабинете налогоплательщика – физического лица.

Вид электронной подписи, применяемой в рамках взаимоотношений хозяйствующих субъектов или физических лиц между собой могут определяться соглашениями между участниками электронного взаимодействия, таким образом может применяться как простая электронная подпись, так и усиленная неквалифицированная. При использовании усиленной квалифицированной электронной подписи, заключение соглашений не требуется.

Обращаем внимание, что в Федеральный закон № 63 - ФЗ внесены значимые изменения (Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ), часть которых вступает в силу с 01.01.2022. Ознакомиться с ними более подробно возможно в разделе Основные изменения в области применения электронной подписи.

Основные изменения в области применения электронной подписи

К началу страницы

Федеральным законом от 27.12.2019 № 476 – ФЗ вносятся значимые изменения в области регулирования применения электронной подписи.

В целях обеспечения подготовки всех информационных систем для выполнения нового порядка, положения закона вступают в силу поэтапно:

I ЭТАП (с 1 июля 2020 года)
  • Предусмотрена возможность проведения удаленной идентификации личности заявителя удостоверяющего центра с применением биометрических данных;

  • Ужесточается порядок аккредитации удостоверяющих центров и требования к ним;

  • Операторы информационных систем не вправе требовать наличие дополнительной информации в электронной подписи (наличие в электронной подписи специализированных OID, например, для торговых площадок);

  • Изменены методы проверки достоверности сведений о заявителе при выдаче на его имя электронной подписи.

II ЭТАП (с 1 января 2021 года)
  • Вступают в силу положения о доверенной третьей стороне. Доверенная третья сторона - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени;

  • Появляется возможность дистанционного («облачного») хранения закрытого ключа;

  • Устанавливается требование о направлении в ЕСИА сведений о выданных удостоверяющими центрами электронных подписях;

  • Предусматривается возможность создания подтвержденной учетной записи ЕСИА при проведении процедуры идентификации личности в удостоверяющих центрах.

III ЭТАП (с 1 апреля 2021 года)

Вступает в силу новый порядок идентификации владельца электронной подписи: исключена возможность получения электронной подписи представителем по доверенности.

IV ЭТАП (с 1 января 2022 года)
  • Электронная подпись ЮЛ/ИП выдается только для представителя ЮЛ/ИП, имеющего право на выполнение действий от такого ЮЛ/ИП без доверенности (руководитель). Сотрудники ЮЛ/ИП должны использовать электронную подпись физического лица на основании машиночитаемой доверенности, подписанной электронной подписью руководителя;

  • Электронные подписи ЮЛ/ИП начинают выдаваться удостоверяющим центром ФНС России, за исключением организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ. Такие ЮЛ/ИП будут обслуживаться в удостоверяющем центре Банка России. Для должностных лиц государственных органов электронные подписи будут выдаваться удостоверяющим центром Федерального казначейства.

Помимо указанных изменений, также определены отдельные сроки действия электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2020 № 476-ФЗ и сроки действия аккредитации удостоверяющих центров (не более чем до 1 января 2022).

Удостоверяющие центры, не прошедшие переаккредитацию по новым правилам, вправе выдавать электронные подписи не позднее, чем до 1 июля 2021.

Доверенная третья сторона

К началу страницы

Доверенная третья сторона (ДТС) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами.

Функции и обязанности ДТС, а также требования к средствам ДТС, определены Федеральным законом от 27.12.2019 №476-ФЗ.

Юридические лица, претендующие на выполнение функций ДТС обязаны пройти процедуру аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 №476-ФЗ в порядке, установленном Минцифры России.

К основным функциям ДТС также относится деятельность по признанию электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, которые соответствуют признакам усиленной электронной подписи.

Машиночитаемая доверенность

К началу страницы

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – доверенность созданная в электронной форме и подписанная электронной подписью представителя ЮЛ/ИП, имеющего право на выполнение действий от такого ЮЛ/ИП без доверенности (уполномоченный представитель ЮЛ/ИП).

С 01 января 2022 вступает в силу пункт 14 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2019
№ 476-ФЗ, в соответствии с которым, электронная подпись юридического лица выдается исключительно на имя уполномоченного представителя ЮЛ/ИП, а сотрудники ЮЛ/ИП должны в своей деятельности применять электронную подпись физического лица.

Для подтверждения полномочий сотрудника ЮЛ/ИП на выполнение действий от имени ЮЛ/ИП, необходимо представлять МЧД на его имя, подписанную электронной подписью уполномоченного представителя ЮЛ/ИП.

Формат такой МЧД публикуется на официальных сайтах информационных систем, в которых предполагается применение указанных МЧД.