ENG

Обзор результатов рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан на акты ненормативного характера налоговых органов и на действия (бездействие) их должностных лиц за 2012 год

Дата публикации: 04.04.2013 16:16 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Необходимо отметить, что административный порядок обжалования актов налоговых органов (действий, бездействий) активно используется физическими лицами для восстановления нарушенных прав.

За 2012 год отделом по досудебному урегулированию налоговых споров Управления ФНС России по Республике Татарстан рассмотрено 197 жалоб (заявлений) физических лиц, что составило 20% от общего количества рассмотренных жалоб (заявлений) налогоплательщиков за отчетный период (1032 единицы).

При этом 54% рассмотренных жалоб (заявлений) физических лиц приходятся на решения, которые вынесены по результатам рассмотрения актов выездных и налоговых проверок, остальные  46% - жалобы, в которых оспариваются действия (бездействия) налогового  органа, а также его сотрудников.

В 2012 году общая оспариваемая сумма заявленных требований по представленным и рассмотренным жалобам физических лиц составила - 47 млн. рублей.

В среднем по Республике Татарстан за 2012 год удовлетворено 30 процентов жалоб (по количественному признаку) на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также на решения по результатам рассмотрения актов выездных и налоговых проверок. Удовлетворенная сумма заявленных требований налогоплательщиков – 8 млн. рублей, что составляет  17% от всей оспариваемой суммы.

В структуре удовлетворенных жалоб физических лиц преобладают жалобы на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам проведения камеральных и выездных проверок (66%), в том числе большую часть их составляют жалобы, связанные с предоставлением налоговых вычетов по НДФЛ (удовлетворено 13 жалоб из 38), жалобы, связанные с применением обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, предусмотренную статьями 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации (удовлетворено 15 жалоб из 38).

Основные причины удовлетворения жалоб:

  • нарушения установленных статьей 78 НК РФ сроков возврата сумм налогов, а также неисполнение налоговыми органами установленной пунктом 3 статьи 78 НК РФ обязанности по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога;
  • необоснованное применение мер принудительного взыскания задолженности по имущественным налогам и пени с истекшим сроком взыскания либо незаконное проведение зачетов в счет погашения задолженности по налогам и пени с истекшим сроком взыскания;
  • неправильное применение налоговыми органами норм законодательства о налогах и сборах при вынесении решений по результатам проверок, связанных с привлечением к налоговой ответственности в связи с пропуском нормативного срока представления налоговых деклараций (расчетов).
  • неверное применение норм законодательства о налогах и сборах по вопросам применения налогоплательщиками имущественного и социального налогового вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Управлением ФНС России по Республики Татарстан на постоянной основе проводится анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков в целях недопущения принятия неправомерных решений нижестоящими налоговыми органами, которые нарушают права и законные интересы налогоплательщиков.