ENG

Значение досудебного порядка урегулирования споров

Дата публикации: 01.10.2012 14:37 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Важным средством совершенствования правосудия является реализация досудебной процедуры урегулирования споров во взаимоотношениях налогоплательщиков с государством. Досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящем налоговом органе было установлено более 10 лет назад – с момента принятия части первой Налогового кодекса РФ. Однако данную процедуру налогоплательщики применяли нечасто, предпочитая ей обжалование решений в судебном порядке. Введение обязательного порядка обжалования решений, вынесенных по результатам выездной или камеральной налоговой проверки, способствует сокращению налоговых споров в судах.
 
Административный порядок обжалования актов налоговых органов, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, регламентированное гл.19-20 НК РФ.
 
В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрены две процедуры административного обжалования указанных видов решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе:
- апелляционный порядок обжалования;
- общий порядок обжалования.
 
Выбор одной из применяемых процедур зависит от того, вступило ли в силу обжалуемое решение на момент обращения с жалобой. Если решение не вступило в силу, оно может быть обжаловано в апелляционном порядке (в течение 10 рабочих дней с момента вручения решения налогоплательщику). Если же к моменту обжалования такое решение уже вступило в силу, то на основании п.3 ст.101.2 НК РФ оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе, но уже на общих основаниях, предусмотренных ст.ст.139-141 НК РФ (в течение трех месяцев с момента получения и в течение года с момента его вынесения).
 
Иные ненормативные правовые акты, а также действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в суде без предварительного рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе. 
 
Вместе с тем, досудебное обжалование имеет ряд несомненных преимуществ перед судебным:
- во-первых, при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган, в отличие от обращения с иском в суд, не нужно платить госпошлину,
- во-вторых, нормами законодательства установлены определенные сроки рассмотрения жалобы налогоплательщика – это месяц со дня получения жалобы, этот срок может быть продлен на 15 рабочих дней в случае необходимости затребования дополнительной информации. В суде же рассмотрение искового заявления может продлиться и 2 месяца и три, а то и до полугода.
- в-третьих, при рассмотрении жалобы не обязательно присутствие заявителя, что особенно актуально для налогоплательщиков, проживающих в отдаленных от г. Казани районах.