ENG

Обзор жалоб по государственной регистрации юридических лиц, рассмотренных УФНС России по Удмуртской Республике за 9 месяцев 2016 года

Дата публикации: 30.09.2016 09:56 (архив)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Для этих целей в Российской Федерации ведутся Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Сведения, содержащиеся в них, являются открытыми и общедоступными, за исключением отдельных сведений, доступ к которым ограничен.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба и её территориальные органы (далее – регистрирующий орган).

Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее – Управление) в порядке досудебного урегулирования споров рассматриваются жалобы налогоплательщиков и иных лиц на решения налоговых инспекций по Удмуртской Республике, а также на действия (бездействие) их должностных лиц в рамках осуществления ими полномочий по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Настоящий обзор содержит информацию о результатах рассмотрения некоторых жалоб на решения (действия) должностных лиц налоговых органов, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, рассмотренных Управлением за 9 месяцев 2016 года.

1. Недостоверность сведений об адресе юридического лица

Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части адреса юридического лица.

Регистрирующим органом по результатам рассмотрения заявления Общества вынесено решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии у регистрирующего органа подтверждённой информации о недостоверности, содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Общество, не согласившись с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, обратилось в Управление с жалобой и требованием об отмене обжалуемого решения.

Управлением в ходе рассмотрения жалобы установлены обстоятельства, подтверждающие выводы регистрирующего органа о недостоверности сведений об адресе Общества. В ходе осмотра помещения, проведенного должностными лицами регистрирующего органа, установлено фактическое отсутствие Общества по указанному адресу. При этом установлено, что собственник помещения по указанному адресу не предоставлял Обществу в пользование данное помещение и не давал согласия на государственную регистрацию юридических лиц в данном помещении.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации признано законным и обоснованным.

Жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.

2. Отсутствие детальных элементов адреса юридического лица

Управлением рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью на решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в части адреса Общества, вынесенное на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод Инспекции об отсутствии в заявлении о государственной регистрации полных и достоверных сведений об адресе Общества, не позволяющих однозначно идентифицировать место нахождения юридического лица и осуществлять в дальнейшем связь с ним.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в заявлении о государственной регистрации, представленном в регистрирующий орган, заявлен адрес Общества в пятиэтажном административном здании, имеющем множество отдельных офисных помещений. В указанном здании зарегистрировано большое количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателем.

При этом в заявлении о государственной регистрации, представленном Обществом, был указан только адрес данного административного здания, без указания номера помещения в этом здании, что не позволяет однозначно идентифицировать точное место нахождения Общества и осуществлять в дальнейшем почтовую и иную связь с ним.

Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица № Р13001 (КНД 1111502), утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 (зарегистрирован в Минюсте РФ за № 24139 от 14.05.2012, далее – Приказ № ММВ-7-6/25).

Согласно пунктам 5.6, 2.3 Приказа № ММВ-7-6/25 на листе Б «Сведения об адресе…» заявления по форме № Р13001 помимо других элементов адреса должны указываться вид помещения (офис, квартира, кабинет и т.п.) и номер данного помещения.

Данные требования к сведениям, указываемым в заявлении по форме № Р13001, согласуются с требованиями к почтовому адресу, по которому осуществляется почтовая связь с юридическим лицом.

В заявлении о государственной регистрации должны указываться детальные элементы адреса, являющегося местом нахождения юридического лица: дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис, кабинет и т.п.)). Указание в заявлении неполных сведений об адресе, в том числе указание только номера дома, в котором находится множество нежилых помещений, занимаемых различными организациями, свидетельствует об их недостоверности, либо об отсутствии намерений у юридического лица использовать данный адрес для осуществления связи с ним.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.05.2013 по делу № А31-3916/2012, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.10.2013 по делу № А60-12299/2013, от 10.07.2013 по делу № А76-20132/2012, Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.11.2013 по делу № А40-14035/13, Арбитражного суда Московского округа от 26.09.2014 по делу № А40-75664/13-2-439.

Таким образом, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации является правомерным.

Жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.

3. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего

В соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ.

Регистрирующим органом в связи с наличием признаков прекращения деятельности юридического лица, предусмотренных статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, вынесено решение о предстоящем исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего.

Юридическое лицо, не согласившись с решением регистрирующего органа, обратилось в Управлением с жалобой и требованием отменить данное решение.

С жалобой Заявитель представил документы, подтверждающие фактическое осуществление деятельности юридическим лицом: документы об уплате коммунальных платежей, сборе членских взносов, акты сверок юридического лица с контрагентами, протоколы собраний членов юридического лица.

Управлением по результатам рассмотрения представленных вместе с жалобой документов сделан вывод об отсутствии оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

Кроме того, Управлением учтено, что юридическое лицо имеет статус некоммерческой организации и открытие счета в банке не является для него обязательным.

На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя удовлетворена, обжалуемое решение регистрирующего органа отменено.

4. Ограничения при регистрации физического лица в качестве руководителя юридического лица

Общество с ограниченной ответственностью представило в Инспекцию заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно: о прекращении полномочий прежнего директора Общества и возложении полномочий на нового директора Общества.

Регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленного заявления принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

В силу подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, имевшем на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Таким образом, отказ в государственной регистрации сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предусмотренный подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, является правомерным, если одновременно соблюдены следующие условия:

  • данное физическое лицо имело на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица;
  • данное юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
  • на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Управлением в ходе рассмотрения жалобы установлено, что новый директор Общества, указанный в представленном заявлении, два года назад являлся также директором другого юридического лица, которое было исключено из ЕГРЮЛ, как недействующее, и имело на момент исключения из ЕГРЮЛ задолженность по уплате налогов.

Таким образом, решение Инспекции об отказе в государственной регистрации является правомерным. Жалобы Заявителя оставлена без удовлетворения.