ENG

Юрий Горюнов: «Нет оснований говорить о налоговом прессинге»

18 Удмуртская Республика

Дата публикации: 21.12.2018

Издание: Известия Удмуртской Республики
Тема: Налогообложение в РФ
Источник:  http://izvestiaur.ru/society/16505001.html

В конце ноября свой профессиональный праздник отмечали работники налоговой службы России - ведомства, отношение к которому нельзя назвать однозначным. Для государства это курица, несущая золотые яйца, для бизнеса и населения - структура, с которой хочется реже встречаться. И об этом есть немало едких шуток, анекдотов и карикатур. Впрочем, за последние годы в налоговой сфере было сделано немало для повышения лояльности налогоплательщиков, а сама ФНС из неумолимого грозного налогового администратора превратилась в огромную сервисную платформу. Что изменилось в результате реформ и какие задачи стоят сегодня перед налоговой службой? Эти и другие вопросы мы обсуждали с руководителем Управления ФНС по УР Юрием Горюновым.

- Юрий Николаевич, какие изменения произошли в ФНС России с момента создания в 1991 году?

- Поменялось абсолютно всё - от структуры налоговых органов до методов и характера работы. Если раньше на территории республики было 36 городских и районных инспекций, то сегодня только 10 инспекций межрайонного уровня и региональное управление. Вместо 2178 сотрудников сейчас у нас работают 1605 человек. При этом эффективность налоговых органов с момента образования увеличилась в 54 раза - с 3,1 до 168,4 млрд рублей (за 2017 год). В этом году мы прогнозируем налоговые поступления в размере более 200 млрд рублей. По объёмам мобилизованных налоговых платежей в консолидированный бюджет республика занимает 7-е место в Приволжском федеральном округе.

Принципиально изменились подходы к налоговому администрированию и контрольной работе. Если на этапе становления главной задачей налоговых органов был 100-процентный охват проверками и не менее одного раза в три года мы были обязаны выехать на каждое предприятие, то сейчас внедрён риск - ориентированный подход, который основан на анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Это позволило сократить выездные контрольные мероприятиями до 0,2% от общего числа налогоплательщиков, стоящих на учёте. Более того, раскрыты критерии оценки рисков, что сделало контрольные функции прозрачными и понятными, повысило уровень доверия и взаимоуважения между налоговиками и налогоплательщиками.

И ещё один важный момент. Сегодня из всех государственных структур Федеральная налоговая служба имеет наиболее совершенную информационную платформу, что обеспечивает эффективное взаимодействие с налогоплательщиками и органами власти различного уровня, в том числе с Управлением федерального казначейства, ГИБДД, миграционной службой, Росреестром, Пенсионным фондом, банками, Управлением федеральной почтовой службы. В распоряжении налоговиков Удмуртии более 30 прикладных программных комплексов, обновляющихся вслед за изменением налогового законодательства.

- Насколько активно налогоплательщики используют современные сервисы?

- Сейчас 98% организаций и 85% индивидуальных предпринимателей сдают налоговую и бухгалтерскую отчётность в электронном виде. Мы можем получать и направлять в электронном виде не только декларации, но и требования, уведомления и сведения о счетах-фактурах, а это огромный массив информации. На официальном сайте ФНС России функционирует более 50 федеральных сервисов. Наиболее востребованным является личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. Доступ к нему получил 188 481 житель республики. Через личный кабинет можно получать налоговые уведомления, оплачивать налоги, подавать декларации по форме 3-НДФЛ, обращаться за консультацией или разъяснением. Доступ к личному кабинету граждане могут в любой налоговой инспекции независимо от места жительства и пребывания.

Аналогичные сервисы доступны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Например, бизнес-сообщество Удмуртии активно использует сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, получить сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, найти сведения в реестре дисквалифицированных лиц. Для плательщиков НДС на сайте функционирует сервис «Проверка корректности заполнения счетов-фактур», позволяющий избежать ошибок в предоставляемых сведениях и сэкономить время на их проверку.

Налогоплательщики, которые хотят самостоятельно рассчитать налог, могут воспользоваться налоговыми калькуляторами, которые представлены для пяти режимов налогообложения.

- Завершается год, а потому хотелось бы узнать о результатах работы регионального Управления ФНС. Как вы их оцениваете?

- Ключевые приоритеты в работе налоговой службы - это обеспечение доходов в бюджеты всех уровней и снижение задолженности по уплате налоговых платежей. За 10 месяцев текущего года объём поступивших с территории Удмуртии налоговых и иных доходов в консолидированную бюджетную систему составил 177,6 млрд рублей, что на 29,5% превысило уровень предшествующего 2017 года (в ПФО средний показатель - 124,4%). Кроме того, с начала года поступило 38,5 млрд рублей по доходам по страховым взносам на обязательное социальное страхование, темп роста - 109,3%, в том числе в Пенсионный фонд - 109,1, в Фонд социального страхования - 106,7, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 110,8%.

Что касается работы с накопленной налоговой задолженностью, а также задолженностью по страховым взносам, которая была принята налоговыми органами в начале 2017 года из внебюджетных фондов, включая Пенсионный фонд РФ, то здесь тоже есть положительные результаты. С начала года объём задолженности снизился на 1524,4 млн рублей (или на 12%). Для сравнения: в среднем по субъектам ПФО сумма задолженности по сравнению с началом года снизилась на 3,1%. По состоянию на 1 ноября объём совокупной задолженности составил 11,6 млрд рублей - сумма серьёзная, поэтому и работа предстоит кропотливая.

- В каком направлении планируете её усиливать?

- В следующем году на территории республики появится отдельный налоговый орган - единый долговой центр, который будет целенаправленно работать по снижению задолженности по налоговым и иным обязательным платежам. Его команда будет сфомирована из действующих специалистов налоговой службы с постановкой перед ними конкретных задач в рамках действующего Налогового кодекса. В настоящее время завершается решение организационных и кадровых вопросов, и, думаю, в феврале новая структура начнёт полноценно функционировать.

- С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться налоговикам в их повседневной работе?

- Правильнее, наверное, говорить не о проблемах, а о специфике. Так вот, достаточно специфической и ответственной, на мой взгляд, является работа по контролю за правильностью и полнотой отражения налогоплательщиками полученных доходов.

Одним из направлений в этой части является администрирование налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, а именно - упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вменённый доход, патентную систему налогообложения. К сожалению, здесь нередко встречаются нарушения, касающиеся неполного отражения доходов, правильности формирования и правомерности применения убытков и налоговых ставок в пониженном размере. Помимо этого в предпринимательской среде довольно часто выявляются так называемые технические организации и фирмы-однодневки, которые под видом финансово-хозяйственной деятельности занимаются незаконным обналичиванием денежных средств. Работа по пресечению подобных схем, а также преступлений, связанных с незаконным образованием юридических лиц, проводится на постоянной основе совместно с МВД.

- Мы довольно часто говорим об уплате налогов, об ответственности налогоплательщиков и редко об оборотной стороне медали - о налоговых вычетах. Насколько активно жители республики используют эти возможности?

- За 2017 год в налоговые органы республики представлено более 122 000 деклараций.

Из них имущественные налоговые вычеты по приобретению жилья заявила 61 000 граждан на сумму порядка 16 млрд рублей и социальные налоговые вычеты по расходам на обучение и лечение 40 000 граждан на сумму 1,2 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом сумма заявленных имущественных вычетов увеличилась на 14,2%, социальных - на 9%. В результате сумма налога, подлежащая к возврату из бюджета, составила 2,4 млрд рублей, по сравнению с 2017 годом она увеличилась 9%. При этом хочется отметить, что люди обращаются за возмещением даже совсем маленьких трат на лечение или обучение, ведь теперь процедура подачи декларации достаточно проста - сделать это можно через личный кабинет налогоплательщика. В масштабах России сумма налоговых вычетов огромна, и это говорит о том, что механизм, позволяющий сэкономить на покупке жилья, лечении или образовании, реально работает.

- Бытует мнение, что в республике довольно жёсткое налоговое администрирование и высокие налоговые ставки для МСП, поэтому бизнес уходит в другие регионы. Как вы это прокомментируете?

- Процесс миграции предприятий происходит во все времена и во всех регионах. Удорожание аренды, падение спроса и другие кризисные явления неизбежно заставляют предпринимателей искать более дешёвые офисы и магазины или полностью менять вид деятельности, и в существующей непростой экономической ситуации миграция предприятий малого и среднего бизнеса вполне естественна. География миграции охватывает в основном соседние регионы, это Пермский Край, Республика Татарстан, а также Москва и Московская область. Однако проведённый анализ миграционных процессов текущего года показал, что потери консолидированного бюджета Удмуртской Республики по 61 выбывшим организациям были полностью скомпенсированы поступлениями по 82 прибывшим на территорию республики предприятиям, и это, помимо прочего, говорит о том, что рассматривать миграцию, как следствие налогового прессинга, нет никаких оснований (см. табл.).

- Юрий Николаевич, какие налоговые изменения ожидают нас в 2019 году?

- Изменений немало, поэтому остановлюсь, на мой взгляд, на наиболее обсуждаемых и массовых. И так, с 1 января 2019 года установлена налоговая ставка в размере 20% по налогу на добавленную стоимость, что, по нашим оценкам, обеспечит прибавку к бюджетным доходам по данному виду налога на 7%. Плательщиками НДС с нового года признаются налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога. Однако они могут получить освобождение от уплаты, если доходы от деятельности на ЕСХН за предыдущий год не превысили: за 2018 год - 100 млн рублей; за 2019-й - 90 млн; за 2020-й - 80 млн; за 2021-й - 70 млн; за 2022-й и далее - 60 млн рублей.

Также с 1 января 2019 года внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым законодательные органы субъектов Российской Федерации с 2019 года лишаются права устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в региональный бюджет.

Что касается физических лиц, с 1 января налогоплательщику предоставляется право уплатить единый налоговый платеж физического лица в счёт предстоящих платежей по имущественным налогам, что значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платёжных документов. С 2019 года лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, так же как и пенсионеры, смогут получать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Речь идёт об освобождении от налога на одно жилое помещение определённого вида, гараж и машино-место, используемое для некоммерческих целей, а также о предоставлении налогового вычета в размере необлагаемых земельным налогам шести соток. Эта инициатива была разработана для обеспечения дополнительных социальных гарантий в связи с изменениями в пенсионной системе.

- В 2019 году в ряде регионов начинается эксперимент с новым налоговым режимом для самозанятых. Найдёт ли государство отклик на свою инициативу?

- В 2017-2018 годах для нянь, сиделок, репетиторов и домработниц были введены двухлетние налоговые каникулы - их освободили от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Но эти меры не способствовали легализации самозанятых лиц. Поэтому сегодня поставлена задача создать для самозанятых граждан понятные и комфортные условия налогообложения. В пилотном режиме проект будет запущен в четырёх регионах - Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан, и продлится десять лет - с 1 января 2019 года до конца 2028-го. Новый налоговый режим предназначен для граждан, получающих доход от своей деятельности, но не более 2,4 млн рублей в год, и не имеющих по этой деятельности ни работодателя, ни наёмных работников. Для тех, кто оказывает услуги физлицам, ставка составит 4%, а для работающих с юрлицами - 6%. От обязательных пенсионных взносов самозанятые освобождаются, но они могут добровольно уплачивать их в Пенсионный фонд.

- Надеемся, что эксперимент будет удачным. И спасибо вам за интервью!


Автор: Ольга Иртегова