В республике участились случаи выявления фактов неисполнения налоговыми агентами обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц

Дата публикации: 26.02.2016 12:53 (архив)

В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, выплачивающие своим работникам заработную плату, обязаны исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц за своих работников. Такие юридические лица и индивидуальные предприниматели именуются налоговыми агентами.

По результатам проводимых налоговыми органами налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля выявлены налоговые агенты, которые систематически в течение длительного времени не перечисляют в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, удержанные из доходов работников, а направляют указанные денежные средства на финансирование текущей деятельности налогового агента.

Такое неправомерное неперечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога на доходы физических лиц является своеобразным способом «кредитования» за счет бюджетных средств, что влечет не только ущерб бюджетным интересам государства, но и нарушает права налогоплательщиков - физических лиц, с которых удержана сумма налога.

Однако, недобросовестные налоговые агенты не учитывают, что плата за такой «кредит» слишком высока. Выявленная по результатам налоговой проверки сумма неперечисленного налога в бюджет взыскивается в принудительном порядке за счет имущества и денежных средств налогового агента. Кроме того, налоговый агент привлекается к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, неперечисленного в установленный срок, а также уплачивает пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению налога.

На основании пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 Налогового кодекса РФ штраф, предусмотренный статьей 123 Налогового кодекса РФ, увеличивается на 100 процентов при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, то есть при совершении налогового правонарушения налоговым агентом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Информация о фактах неправомерного неперечисления налоговым агентом в бюджет сумм НДФЛ, удержанных из доходов физических лиц, прозрачна и устанавливается на основе отчетности и иных документов, поступающих в налоговые органы от самих налоговых агентов и иных лиц. Необходимо также отметить высокую эффективность налоговых проверок налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, обусловленную тем, что в налоговых правоотношениях участвуют физические лица, которые оказывают содействие налоговым органам в выявлении налоговых агентов, нарушающих законодательство о налогах и сборах.

Статистика результатов обжалования в судах решений налоговых органов о привлечении налоговых агентов в ответственности по итогам 2015 года по Удмуртской Республике свидетельствует, что в 88% случаях суды соглашаются с выводами налоговых органов о совершении налоговыми агентами нарушений.

Таким образом, налоговые агенты, не исполняющие возложенные на них обязанности, подвергают себя риску, несопоставимому с величиной полученной неправомерной налоговой выгоды.