ENG

Электронная подпись — инструмент автоматизации бизнес-процессов

19 Республика Хакасия

Дата публикации: 13.12.2021

Издание: интернет-издание "Территория выбора"
Тема: КЭП
Источник:  http://территория19.рф/

Мир стремительно переходит в цифровой формат, электронная подпись удобный, а в некоторых вопросах незаменимый инструмент. Она даёт возможность бизнесу направлять отчётность дистанционно, участвовать в торгах и взаимодействовать с различными инстанциями.

С 01 июля 2021 года квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи (КЭП) для руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и нотариусов бесплатно выдаёт ФНС России. Начиная с 01 января 2022 года использование КЭП, выпущенной сторонними коммерческими удостоверяющими центрами, для сдачи налоговой и бухгалтерской отчётности ФНС России станет невозможным. По новым правилам, которые заработают с нового года, КЭП будут выдаваться только налоговой службой и некоторыми прошедшими аккредитацию Удостоверяющими центрами.

За актуальными разъяснениями по получению и использованию электронной подписи мы обратились к начальнику отдела информационной безопасности УФНС России по Республике Хакасия Валерию Асочакову.

Валерий Сергеевич, первый вопрос от физических лиц, могут ли они получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КЭП) в удостоверяющем центре ФНС России?
Нет, удостоверяющий центр ФНС России (УЦ ФНС России) выдаёт КЭП исключительно юридическим лицам (лицам, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальным предпринимателям и нотариусам.

В какой налоговый орган, осуществляющий функции удостоверяющего центра ФНС России, следует обращаться для получения электронной подписи?
Услуга оказывается не зависимо от места регистрации заявителя в любой точке выдачи УЦ ФНС России на территории всей страны или в точках выдачи Доверенных лиц УЦ ФНС России.

Кому можно доверять? Как узнать, кто является доверенным лицом УЦ ФНС России, чтобы не оказаться жертвой мошенников?
Доверенными лицами стали отдельные аккредитованные удостоверяющие центры, прошедшие отбор по установленным правилам. Доверенное лицо действует по поручению и от имени УЦ ФНС России.
Список Доверенных лиц УЦ ФНС России размещен на официальном сайте ФНС России: «Деятельность» - «Иные функции ФНС России» - «Выдача КЭП (Удостоверяющий центр ФНС России)» - «Доверенные лица». Наличие доверенных лиц позволяет существенно увеличить число точек выдачи КЭП.

Сколько ключей выдано налоговой службой с начала проекта?
По состоянию на 24.11.2021 сотрудниками отдела информационной безопасности Управления - операторами УЦ ФНС России зарегистрировано 526 сертификатов (в том числе для юридических лиц – 167, индивидуальных предпринимателей – 359).

Какие документы необходимо предоставить для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС России?
Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо предоставить:
1. Обязательные документы или надлежащим образом заверенные их копии:
• Основной документ, удостоверяющий личность – паспорт гражданина РФ;
• СНИЛС.
для юридического лица;
• ИНН физического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;
• ИНН юридического лица;
для индивидуального предпринимателя и нотариуса;
• ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя).
2. Носитель ключевой информации, отвечающий следующим требованиям:
• должен иметь действительный сертификат соответствия, выданный ФСБ России или ФСТЭК России;
• должен быть в форм-факторе USB-токенов.
В УЦ ФНС России реализован функционал автоматической проверки ключевых носителей информации на соответствие предъявляемым требованиям.

Как Заявитель может подать необходимые документы?
Способов несколько: лично на бумажном носителе в любом налоговом органе или в точках выдачи Доверенных лиц УЦ ФНС России и в электронной форме через интернет-сервис Личный кабинет ЮЛ или ИП.
Для получения услуги по выпуску КЭП заявитель должен лично явиться в офис налогового органа или Доверенного лица и пройти обязательную процедуру идентификации.

Можно скопировать содержимое ключевого носителя информации, записанного УЦ ФНС России, на другие носители?
Нельзя. Закрытая часть КЭП, выпущенного Удостоверяющим центром ФНС России, является неэкспортируемым по требованию регулятора – ФСБ России. Копирование контейнера с ключевого носителя ставит конфиденциальность ключа под угрозу. Тем более исключается сознательное размножение ключевой информации с целью использования КЭП иными лицами.

Как проверить подлинность КЭП и документа, подписанного этой КЭП?
Это можно сделать с помощью специальных программ и сервисов. Кроме того на портале государственных услуг Российской Федерации есть возможность проверить действительность электронной подписи, созданной для конкретного документа.

Какой срок действия у электронной подписи, выданной УЦ ФНС России?
Срок действия Электронной подписи, выданной УЦ ФНС России, составляет 15 месяцев.

Как быть, если налогоплательщик потерял носитель с ключами электронной подписи?
Необходимо обратиться в любую точку УЦ ФНС России с заявлением на отзыв КЭП. По желанию заявителя можно сразу же подать заявление на получение новой электронной подписи. При наличии всех документов и успешного прохождения межведомственного контроля данных налогоплательщика заявитель может получить новый КЭП в течение 30 минут.

Можно ли внести изменения в документ, подписанный электронной подписью?
Усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания. Поэтому при внесении изменений в документ, подписанный электронной подписью, документ необходимо подписать заново электронной подписью.

Необходимо ли перевыпускать сертификат электронной подписи в случае смены налогоплательщиком реквизитов (паспорт, ФИО и пр.)?
Необходимо перевыпускать КЭП при изменении любых сведений, хранящихся в КЭП. Об этом говорится в Федеральном законе № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Можно ли повторно записать КЭП, в случае нарушения целостности ключа?
Необходимо перевыпустить сертификат электронной подписи в удобной точке выдачи. Федеральной налоговой службой оказание услуги осуществляется на безвозмездной основе.