ENG

Изменения в порядке обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Дата публикации: 12.08.2013 06:08 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменения в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ, Закон), вступившим в силу 03.08.2013, существенно изменен институт досудебного урегулирования налоговых споров в административном порядке.
 
Обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налогового органа (решений принятых по результатам налоговых проверок) был впервые введен в налоговое законодательство с 01.01.2009. Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ установлено, что, начиная с 01.01.2014 акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Только в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
 
Данные изменения коснулись не только круга обжалуемых актов налоговых органов (решений, иных актов, действий (бездействия) налоговых органов), но и сроков вступления в силу ненормативных актов налогового органа.
 
Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 03.08.2013) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в том числе решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу (ответственному участнику этой группы), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
 
Кроме того, новая редакция статьи 101.2 НК РФ более четко регулирует порядок вступления в силу решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке. Так, в случае обжалования вышеуказанных решений в апелляционном порядке они вступают в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. В случае если вышестоящий налоговый орган отменит решение нижестоящей инспекции и примет новое решение, оно вступит в силу со дня его принятия. Если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящей инспекции вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срок подачи такой жалобы.
 
Законом также определены понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба», установлены требования к форме и содержанию жалобы.  
 
Так часть первая НК РФ дополнена статьей 139.2, регламентирующей форму и содержание жалобы (апелляционной жалобы). Указанной нормой в частности определено, что жалоба подается в письменной форме и  подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Кроме того, в жалобе должно быть указано:  фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, а также  требования лица, подающего жалобу. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
 
Изменены и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган. В соответствии с пунктом 2 статьи 139 НК РФ (в новой редакции) жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (пункт 2 статьи 139 НК РФ в новой редакции), ранее указанный срок составлял три месяца. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (т.е. в течении месяца с момента получения обжалуемого решения).
 
В налоговом законодательстве впервые закреплен следующий закрытый перечень оснований для отказа в принятии жалобы (апелляционной жалобы) (статья 139.3 НК РФ в новой редакции): жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание; жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано; до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части; ранее подана жалоба по тем же основаниям.
 
При этом решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части должно быть принято налоговым органом рассматривающим жалобу (апелляционную жалобу) в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, связанным с отзывом жалобы и наличием ранее поданной жалобы по тем же основаниям.
 
В соответствии с пунктом 6 статьи 140 НК РФ  жалоба на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, вынесенное в порядке статьи 101 НК РФ, подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) при возможном продлении этого срока еще на один месяц. Для всех прочих категорий жалоб эти сроки составляют 15 и 15 дней соответственно. Закон гарантирует право налогоплательщика на судебное обжалование в случае халатности налогового органа, рассматривающего жалобу. Если решение по жалобе не принято вышестоящим органом в установленные сроки, налогоплательщик может обжаловать в суд первоначальное решение о привлечении его к ответственности (пункт 4 статьи 1 Закона).
 
Статьей 140 НК РФ установлено, что в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. При этом пунктом 2 статьи 140 НК РФ прямо закреплено, что вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобы без участия подавшего ее лица.
 
Кроме того, пунктом 2 статьи 3 Закона № 153-ФЗ установлено, что «в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации без чета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом».