Дата публикации: 13.12.2019 12:20 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
2 декабря 2019 г. под председательством заместителя руководителя УФНС России по Чеченской Республике Расула Алиева состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и контрольно-надзорной деятельности налоговых органов региона, на которых были рассмотрены актуальные вопросы практики урегулирования налоговых споров.
В ходе публичных обсуждений начальником отдела досудебного урегулирования налоговых споров Еленой Зуденковой была приведена статистика результатов рассмотрения жалоб, поступающих в УФНС России по Чеченской Республике за 9 месяцев 2019 г.
В рамках досудебного урегулирования налоговых споров Управлением ФНС России по Чеченской Республике рассматривались такие категории жалоб/апелляционных жалоб как:
- на акты ненормативного характера регистрирующих органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц (жалобы по оспариванию регистрационных действий в соответствии с нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
- на акты ненормативного характера налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам, по результатам обнаружения фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (статья 101.4 НК РФ) и на иные ненормативные акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц.
Так, за 9 месяцев 2019 г. в УФНС России по Чеченской Республике поступило 92 заявления и жалобы от налогоплательщиков (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей) на акты ненормативного характера налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц; рассмотрено в отчетном периоде 65 жалоб, 7 из которых были переходящими со 2 квартала 2019 г.
Результаты рассмотрения жалоб в количественном и суммовом выражении, а также динамика показателей по сравнению с 9 месяцами 2018 года:
Показатель | За 9 мес. 2018 года | За 9 мес. 2019 года | Отклонение (+, -) |
Количество поступивших жалоб – всего | 46 | 92 | Увеличение в 2 раза |
Отозвано жалоб налогоплательщиками в отчетном периоде | 7 | 7 | Равно |
Количество рассмотренных жалоб – всего | 36 | 65 | Увеличение в 1,8 раза |
в том числе: |
Оставлены без удовлетворения | 15 | 20 | Увеличение в 1,3 раза |
Соотношение оставленных без удовлетворения жалоб к рассмотренным в % | 41,6% | 30,7% | Снижение на 10,9 процентных пункта |
Требования заявителя полностью или частично удовлетворены | 21 | 45 | Увеличение в 2,14 раза |
Соотношение удовлетворенных жалоб к рассмотренным, % | 58,3% | 69,23% | Увеличение на 11% процентных пункта |
Оспариваемая сумма по рассмотренным жалобам (тыс. руб.) | 54 244 | 603 527 | Увеличение в 11.22 раза |
Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб (тыс. руб.) | 9 463 | 265 322 | Увеличение в 28 раза |
Соотношение суммы удовлетворенных требований к оспариваемой в % | 17,44% | 43,96% | Снижение на 26.52 процентных пункта |
Вынесение положительных решений по результатам рассмотрения жалоб на акты ненормативного характера регистрирующих органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц (жалобы по оспариванию регистрационных действий в соответствии с нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») обусловлено следующими фактами:
- регистрация в качестве ИП произведена в нарушении положений статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отсутствует подпись Заявителя, а также сведения, подтверждающие свидетельствование подлинности подписи Заявителя (подпись, печать нотариуса, дата свидетельствования и номер реестра);
- регистрация в качестве ИП на основании Заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не соответствующего требованиям ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- игнорирование и нарушение регистрационным органом порядка снятия налогоплательщика – ИП с регистрационного учета установленного ст. 22.1 и 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (не вынесение в установленный срок Решения о прекращении деятельности в качестве ИП, принятие Решение об исключении из ЕГРЮЛ при осуществлении деятельности).
Вынесение положительных решений по результатам рассмотрения жалоб на акты ненормативного характера налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам, и на иные ненормативные акты налоговых органов, а также в рамках ст. 101.4 НК РФ и на действия (бездействие) их должностных лиц обусловлено следующими фактами:
- недостаточный налоговый контроль при проведении нижестоящими налоговыми органами мероприятий налогового контроля в рамках КНП и ВНП;
- допущение нижестоящими налоговыми органами существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок (п. 14 ст. 101 НК РФ и п. 12 ст. 101.4 НК РФ);
- неправильное и некорректное толкование нижестоящими налоговыми органами норм федерального и регионального законодательства по налогам и сборам;
- некорректного исчисления нижестоящими налоговыми органами имущественных налогов ввиду наличия в базе данных налогового органа недостоверных сведений представляемых в рамках межведомственного обмена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, Управлением ГИБДД МВД по Чеченской республике.
При обнаружении в ходе рассмотрения жалоб фактов, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении должностными лицами нижестоящих налоговых органов своих служебных обязанностей, УФНС России по Чеченской Республики по результатам рассмотрения данных жалоб направляло в нижестоящие налоговые органы информационные письма о принятии соответствующих мер по рассмотрению и устранению нарушений выявленных при рассмотрении жалоб и их недопущению впредь.