ENG

Юрий Куриленко: Проведение выездной налоговой проверки – это крайняя мера

Дата публикации: 10.09.2020 13:27

Публичные обсуждения по теме «Риск-ориентированный подход и современные аналитические инструменты в деятельности налоговых органов» состоялись в Барнауле.

Открыл публичные обсуждения руководитель УФНС России по Алтайскому краю Юрий Куриленко. Он рассказал, что выбранный налоговой службой акцент на аналитику и инновации позволил планомерно снижать административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков:

«Риск-ориентированный подход в контрольной работе способствует тому, что выездные проверки стали крайней мерой реакции на нарушения. По итогам работы за 2019 год в России в ходе выездных проверок проверялся всего один налогоплательщик из тысячи состоящих на учете в налоговых органах. Что касается нашего региона, в 2019 году выездной контроль осуществлялся в отношении юридических лиц также в отношении одного из тысячи, а если мы говорим про индивидуальных предпринимателей, то в отношении одного из десяти тысяч».

За последние пять лет, начиная с 2015 года, количество выездных проверок в Алтайском крае снизилось в 13,5 раз и к 2019 году составило 29 проверок. При этом эффективность контрольной работы повысилась, отметил Куриленко:

«Налоговая служба приходит только к тем, кто попадает в зону высокого риска. За последние годы поступления в расчете на одну выездную проверку возросли в 4,5 раза – с трех до 13, 4 миллионов рублей. Всего за 2019 год по результатам контрольно-аналитической работы в Алтайском крае взыскали 1 259 млн рублей. В том числе, в результате побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению обязательств, без проведения выездных проверок, в бюджет поступило 641 млн рублей, что составляет 51% от общей суммы взысканных платежей».

Действующий механизм налогового контроля дает возможность налогоплательщикам не накапливать риски для выездной проверки, своевременно реагируя на уведомления и требования налоговых органов, направляемых в ходе камеральной проверки.

К примеру, программный аналитический комплекс «Контроль НДС» (или АСК НДС-2) сопоставляет данные между книгами продаж и покупок поставщиков и покупателей по цепочкам операций, выявляя расхождения (то есть операции, которые одной из сторон заявлены в налоговой декларации, а второй – нет). По результатам перекрестной проверки таких сведений, автоматически формируются и направляются налогоплательщикам требования о представлении пояснений.

«Налогоплательщики Алтайского края получают в квартал около трех тысяч автотребований на сумму 1,8 – 2 млрд рублей. Туда входят и технические ошибки в декларациях, и схемные расхождения. В итоге, к концу камеральных проверок, не отработанными остается в среднем 250 млн рублей, неуточненных налогоплательщиками», - рассказала начальник контрольно-аналитического отдела УФНС России по Алтайскому краю Галина Галимова.

Кроме сопоставления данных налоговых деклараций, система делит налогоплательщиков по уровням риска (низкий, средний и высокий), позволяя выявлять группы налогоплательщиков, от имени которых представляются налоговые декларации с фиктивными показателями для получения формального права на вычет реальными предприятиями.

В отношении таких групп (площадок) фиктивных налогоплательщиков проводится аналитическая работа по определению выгодоприобретателей, заявивших неправомерные налоговые вычеты.

«Если автотребования направляются непосредственно налогоплательщику, у которого расхождение, и «фирмы-однодневки» обычно никак на них не реагируют, то после определения выгодоприобретателя, с несформированным источником вычета по НДС в цепочке контрагентов, ему также направляется требование о представлении пояснений или уведомление, с отражением выявленных обстоятельств. Таким образом, налогоплательщику представляется возможность оценить операции, которые вызвали сомнение у налоговых органов и добровольно уточнить обязательства»,– пояснила Галимова.

Выявленные фиктивные налогоплательщики, по которым заявлены вычеты, и не устраненные расхождения попадают в риски. Накопление рисков и приводит к выездным налоговым проверкам.

Публичные обсуждения проводятся в рамках реализации приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» с целью информирования налогоплательщиков о результатах правоприменительной практики.

С видеозаписью публичных обсуждений по теме «Риск-ориентированный подход и современные аналитические инструменты в деятельности налоговых органов» можно ознакомиться здесь.