ENG

Тезисы к докладу публичного обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров в УФНС России по Алтайскому краю

Дата публикации: 25.11.2019 10:26

В целях совершенствования правовой работы налоговых органов несколько лет назад были созданы подразделения по досудебному урегулированию налоговых споров и реализована возможность рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом, основной задачей которых является объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда.

Акты налоговых инспекций ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Для налогоплательщиков введение досудебного урегулирования также представляется эффективным и полезным.

Во-первых, в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего и примет новое решение, такое решение вышестоящего органа вступает в силу со дня его принятия.

Во-вторых, в случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы. Иначе говоря, не ранее момента вступления в силу обжалуемого решения.

В действующей редакции Налогового Кодекса четко и понятно сформулированы понятия жалобы и апелляционной жалобы, их различия и сроки направления.

В частности, введен институт отзыва жалобы заявителем (п. 7 ст. 138 НК РФ), установлены порядок и сроки подачи жалобы (ст. 139 НК РФ), основания оставления жалобы без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ), установлены последствия нарушения сроков направления жалоб (п. 2 ст. 139 НК РФ), а также полномочия органа, рассматривающего жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).