ENG

Досудебное урегулирование налоговых споров – эффективный метод взаимодействия с налогоплательщиками

Дата публикации: 09.11.2012 05:04 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

По итогам 2011 года в Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю процент удовлетворенных возражений по актам проверок составил 62% от общего количества представленных возражений. Процент удовлетворения по оспоренным суммам составил 20%.

Наличие смягчающих обстоятельств является основанием для уменьшения суммы штрафных санкций, по ходатайству налогоплательщиков в 12 случаях применены смягчающие налоговую ответственность обстоятельства на сумму 209 тыс. рублей.

Из рассмотренных вышестоящим налоговым органом жалоб, удовлетворено почти половина (49%), общая сумма удовлетворенных требований составила 15%, по 13 жалобам применены смягчающие обстоятельства на сумму 429 тыс. рублей.

Требование об обязательном досудебном обжаловании распространяется на любые (как вступившие, так и не вступившие в силу) решения: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кодекс предоставляет право налогоплательщику самостоятельно определить решение, нарушающее его права и подлежащее обжалованию.
В установленном ст. 101.2 НК РФ порядке может быть обжаловано в т.ч. решение по итогам незаконной налоговой проверки.

Как следует из ст. 101.2 НК РФ, налогоплательщиком может быть обжаловано в т.ч. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, но это правомочие не обязывает налогоплательщика обжаловать данное решение.

Решения могут быть обжалованы только в случае несогласия с ними налогоплательщика: как решений в полном объеме, так и выводов по отношению к каким-то конкретным эпизодам деятельности налогоплательщика.

В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено две процедуры административного обжалования указанных видов решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе: апелляционный и общий порядок обжалования.

Выбор одной из применяемых процедур зависит от того, вступило ли на момент обращения с жалобой обжалуемое решение в силу или еще нет. Если решение в силу еще не вступило, то они могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Если же к моменту обжалования такое решение уже введено в действие, то на основании п. 3 ст. 101.2 НК РФ оно может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган, но уже не в апелляционном порядке, а по общим правилам, предусмотренным ст. 139-141 НК РФ, с учетом отдельных норм ст. 101.2 НК РФ.

Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Если обжалуемый акт налогового органа был изменен в порядке обжалования, но все равно не устроил налогоплательщика, при подаче заявления в суд следует иметь в виду, что именно последнее решение, с учетом внесенных изменений, будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа.
В свою очередь, положения ст. 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм гл. 20 НК РФ возможность подобного применения не следует. Таким образом, право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов жалобы законом прямо не предусмотрено, поэтому представители вышестоящего налогового органа не обязаны извещать его о месте и времени такого рассмотрения. Рассмотрение жалобы без извещения заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы не противоречит ст. 101.2, 138-140 НК РФ и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ предусмотрена возможность урегулировать разногласия с налоговым органом не дожидаясь вынесения решения по акту налоговой проверки. Такой рациональный и продуманный подход и облегчает положение налогоплательщика, и снижает нагрузку на судебную систему. За 2011 г. количество вынесенных решений судов первой инстанции снизилось относительно 2010 г. на 27%.

Для справки: С 1 января 2009 г. досудебный порядок обжалования решения налогового органа, вынесенного по результатам проведения мероприятий налогового контроля, стал обязательным. На основании п. 5 ст. 101.2 НК РФ виды решений налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Целью введения нормы об обязательности обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговой орган является возможность разрешения возникших разногласий между налогоплательщиком и контролирующим органом именно во внесудебном порядке.

Урегулирование налоговых споров возможно на стадии рассмотрения возражений по материалам налоговых проверок, а также на стадии рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом в соответствии со ст. 101.2 НК РФ и разделом VII НК РФ «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц».

Порядок обжалования решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности урегулирован ст. 139-141 НК РФ с учетом положений, установленных ст. 101.2 НК РФ.