ENG

Налогоплательщики предпочитают решать налоговые споры в досудебном порядке

Дата публикации: 13.11.2012 09:04 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В отдел досудебного аудита УФНС России по Алтайскому краю за 9 месяцев 2012 года поступило на рассмотрение и территориальные налоговые органы 734 жалобы, что чуть выше показателей аналогичного периода 2011 года - 717 жалоб.

Количество рассмотренных жалоб по итогам отчетного периода увеличилось незначительно с 617 до 620 по итогам 9 месяцев 2012 года. Следует отметить, что наблюдается некоторое снижение количества рассмотренных жалоб на результаты выездного и камерального налогового контроля, а также иных мероприятий налогового контроля.

Доля жалоб на решения, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля, по итогам 9 месяцев 2012 года составила 74%. Произошло небольшое снижение данного показателя. Как следует из анализа структуры рассмотренных жалоб, это явилось следствием увеличения в текущем году в 1,2 раза их количества, не связанных с оспариванием результатов налогового контроля: со 127 по итогам 9 месяцев 2011 года до 161 по итогам 9 месяцев текущего 2012 года. К названной категории относятся споры по урегулированию задолженности, государственной регистрации, иным действиям (бездействию) должностных лиц налоговых органов (без учета жалоб на постановления по делу об административном правонарушении), которые удовлетворяются в 57% случаев.

Полагаем, что сложившаяся ситуация с ростом жалоб на действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц обусловлена формированием доверительного отношения налогоплательщиков к налоговым органам и, как следствие, их заинтересованности в урегулировании спорной ситуации с использованием административного ресурса без вмешательства судебных органов.

Следует отметить, что число рассмотренных судами в отчетном периоде исков к налоговым органам, не прошедших ранее стадию досудебного урегулирования, в абсолютном выражении уменьшилось с 95 единицы за 9 месяцев 2011 года до 87 – за период 9 месяцев 2012 года.

Сумма оспариваемых в жалобах требований составила по итогам 9 месяцев 2012 года более 2 млрд. 698 млн. руб., что в 1,7 раза выше показателей 9 месяцев 2012 года (1, 556 млрд. руб.). Значительный рост за период 9 месяцев 2012 года сумм оспариваемых требований связан с поступлением и рассмотрением в указанном периоде ряда жалоб на результаты выездного и камерального налогового контроля с крупными суммами доначислений.

Как и прежде, 98% оспоренных по итогам 9 месяцев 2012 года сумм приходится на жалобы, связанные с оспариванием результатов выездных и камеральных налоговых проверок, которые в структуре рассмотренных Управлением в отчетном году жалоб составляют основную долю (72%).
 
Процент удовлетворяемости жалоб по количеству составил по итогам 9 месяцев 2012 года 43%, по суммам процент удовлетворяемости снизился на 6 процентных пунктов, составив по итогам 9 месяцев 2012 года 14%. В абсолютном выражении сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков за данный период составила 121% к уровню 9 месяцев 2011 года (377 421 тыс. руб. против 312 602 тыс. руб.).

Таким образом, снижение процента удовлетворяемости жалоб по суммам, вызвано большей частью увеличением в отчетном периоде текущего года, в сравнении с данными аналогичного периода прошлого года, сумм оспариваемых требований.

Кроме подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган, досудебное урегулирование налоговых споров предусматривает и такую процедуру, как рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок. Она является эффективным способом урегулирования возможных налоговых претензий еще на стадии рассмотрения акта проверки, то есть до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм, выставляя требования, инкассовые поручения и приостанавливая операции по счетам в банке.

Наметившаяся тенденция к снижению процента удовлетворяемости заявленных налогоплательщиками сумм требований в представленных ими возражениях на акты налогового контроля сохранилась и в 2012 году.
 
За период 9 месяцев 2012 года оспорено 1 619 актов налогового контроля, по результатам рассмотрения возражений на которые принято 1844 решений, что на 31% больше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом сумма оспариваемых в возражениях требований составила более 2 млрд. 303 млн. руб., из которых удовлетворено 515 млн. руб., или 22% от сумм заявленных требований. Процент удовлятворяемости требований налогоплательщиков по количеству составил 62%.