ENG

Тур по инспекции

22 Алтайский край

Дата публикации: 17.11.2014

Издание: «Мой налоговый советник» от 17.11.2014, № 21
Тема: Репортаж из ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула
Источник:  http://www.uic22.ru/content/blogcategory/22/55/

Оперзал налоговой инспекции – это территория плательщика. Диванчики, столики, информационные стенды – цель этих и других атрибутов обеспечить пришедшему комфорт. Мы решили прогуляться по ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула и заглянуть за двери тех кабинетов, куда обычно плательщики не ходят.

Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула находится рядом с парком «Изумрудный», окруженная старыми домами, пусть не всегда отреставрированными, но не теряющими исторического очарования. Ранним утром на Профинтерна 48А безлюдно и красиво. На еще зеленом газоне уже лежит снег. Внутри помещения все максимально стандартизировано под корпоративный стиль ведомства, но удивительное дело, все эти элементы не лишают учреждение уюта и своеобразной индивидуальности. В нашем маршруте запланировано три основных пункта: оперзал, отдел кадров и безопасности, камерального контроля № 2.

Пункт первый: оперзал


Когда мы пришли, здесь практически не было посетителей. Пожалуй, это можно расценивать как результат активного внедрения электронного формата общения. Одинокая плательщица, пожелавшая остаться неназванной, пришла по своим бухгалтерским делам.

– Я хоть и на пенсии свою любимую работу бухгалтера не оставляю. Конечно, компьютер активно присутствует в деятельности, но вот до того, чтобы с его помощью общаться с налоговиками, пока не доросла. Может, попозже и все-таки перестроюсь.

За стойкой, в форме и хорошем настроении сидит Анастасия Лавренчук. Она работает здесь недавно, с августа. Но в налоговых органах трудится с 2010 года. Слушать и смотреть на такого инспектора – одно удовольствие. Девушка приветлива, улыбчива и обаятельна.

Анастасия Николаевна, а что вы делаете, когда приходят агрессивные плательщики, наверняка такое бывает?

– Помогает образование, мы же конфликтологию изучаем и в университете и на курсах повышения квалификации. Как-то был случай: приходил плательщик с квитанциями ЖКХ, хотел у нас платить, – смеется Настя, затем продолжает, – Тяжело работать с плательщиками преклонного возраста, особенно теми, кто приходит за внуков. Есть молодые люди, которые не так ответственно относятся к этой обязанности, и вот их бабушки из последних сил выполняют чужую работу. Морально тяжело с этой категорией. Был плательщик, который ходил неделю, ему нужно было оформить заявление на ИНН. У него были какие-то индивидуальные требования к этой процедуре, подозрения, что мы вписываем что-то не то в пустые графы заявления. В конце концов, он потребовал, чтобы в свидетельстве об ИНН мы указали его домашний адрес. Тут уже сами плательщики стали объяснять ему, что это невозможно.

На вопрос о том, чего в работе больше – монотонного или творческого, девушка отвечает:

– Есть рутина, обязательные дела, например, сверки. А есть живое общение с людьми, а каждый человек интересен по-своему. Кто-то может и настроение поднять добрым словом. Нельзя подготовиться к каждой ситуации, надо моментально реагировать на каждого человека. Это интересно. Как-то пришел один плательщик, на лице недоумение, говорит: «Я туда попал?» Мы сначала и не поняли: с претензией он или наоборот. Оказалось, наоборот, – смеется Анастасия.

Пункт второй: отдел кадров и безопасности


В отделе кадров нас встречает улыбчивый и интеллигентный Виктор Бураков. В инспекции он с 2002 года, до этого работал преподавателем в школе. О своих подчиненных, а Виктор Борисович возглавляет этот отдел, говорит с теплотой.

Всего в отделе работают пять специалистов, но на данный момент одна сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком. Как и в любом другом подобном структурном подразделении, специалисты занимаются оформлением документов при устройстве новичков, безопасностью, патриотическим воспитанием, формированием графика отпусков и еще множеством задач, решение которых необходимо для эффективного функционирования любой организации. К слову, Виктор Кузьмич, часто, когда рассказывает о тех или иных особенностях работы отдела, акцентирует внимание на балансе: чтобы и сотруднику было комфортно, и работа инспекции не страдала.

– Виктор Кузьмич, а Вы сразу понимаете, сможет ли соискатель стать сотрудником налоговых органов?

– За долгую работу в кадрах у меня выработался профессиональный взгляд, и в процессе беседы уже видно, будет ли данный сотрудник у нас работать, и насколько эффективно. Гражданская служба требует отдачи. Налоговик – это особой породы человек, который должен вкладывать душу в работу, не ожидая моментальную награду. Отчасти кадровик обязан обладать даром предвидения. Зачастую сразу понятно, что человек готов показать себя как профессионал, а, значит, его ждут карьерные достижения.

– В какой отдел сложнее всего найти сотрудников?

– Каждый из 18 отделов инспекции по-своему уникален, и соответственно требует свои кадры. Специалист, который может раскрыть себя в камеральных проверках не всегда может показать себя в работе с плательщиками. Кто-то по характеру может увлеченно работать с документами, кто-то с людьми, кто-то с цифрами. Нужно искать людей по их индивидуальным качествам, а это и определяется на собеседовании. Задача – выявить профессиональный багаж, который будет использоваться без потерь для работы, и сотрудника.

– Какие меры применяются, чтобы выпускник вуза адаптировался на новом месте?

– Система адаптации нового сотрудника у нас отлажена. Начальник отдела, куда приходит новичок, составляет для него план. В течение трех месяцев руководитель дает задания, плавно увеличивая нагрузку, чтобы не возникло никаких потрясений. Важно, чтобы новый сотрудник мог влиться в коллектив, а также изучить все нормативно-правовые документы, которые положено знать специалисту его отдела. Последнюю неделю третьего месяца выполняет задание самостоятельно, но все же под контролем начальника отдела. Затем в качестве наставника может быть назначен опытный коллега. От того как пройдут первые три месяца, зависит последующая работа нового сотрудника. После вольной университетской жизни тяжело адаптироваться к рамкам гражданской службы.

– Каким образом соискатели чаще всего выходят на вакансии? Звонят?


– Приходят с резюме, обращаются напрямую. Если в прошлом году чаще звонили, чтобы узнать о работе, то в этом отслеживают информацию из объявлений о конкурсе.

– Каков в среднем конкурс на одно место?

– Я бы сказал, что небольшой. На сегодняшний день он составляет 3-5 человек на место.

В конце беседы Виктор Борисович резюмирует:
– Работа в кадрах – интересная. Есть такая профессиональная шутка: кадры решают все, особенно, снятые скрытой камерой.

И после этой фразы понимаешь, что вежливость и спокойствие, это далеко не единственные качества налогового кадровика, особенно если вспомнить, что одна из функций отдела – безопасность.

Пункт третий: отдел камеральных проверок № 2

Как только мы зашли в кабинет, большая часть сотрудников выпорхнула за двери. Сразу вспомнились слова Виктора Кузьмича о том, что место специалиста должно соответствовать его темпераменту: в отделе по работе с плательщиками и оперзале нашего фотографа никто не постеснялся. На своих рабочих местах остались два сотрудника, которые отвечая на наши вопросы, периодически возвращались к своей работе. Роман Смирнов, старший госналогинспектор, пришел в инспекцию сразу после вуза и сразу же попал в контрольный отдел. Ольга Крель, начальник отдела, работает в налоговых органах на протяжении 23 лет, с 91-го года.

– Ольга Николаевна, чем Вам нравится работа?

– Я уже не помню, – смеется специалист, – пришла сюда сразу после института, другой работы не знаю, даже не с чем сравнить.

Кстати, такой азиатский подход, когда сотрудник работает в одной организации всю жизнь в инспекции не редкость. Об этом нам сказала Людмила Герасимюк, начальник отдела по работе с плательщиками, которая и сама здесь трудится 11 лет.

Вот и Роман Борисович, по всей видимости, специалист, тоже прочно вошедший в систему.

– Моя выпускная квалификационная работа в университете была посвещена теме налоговых проверок. Сначала работал в другом отделе, с физическими лицами, затем перешел сюда. Здесь проще работать, так как юридические лица более организованные, – отмечает Роман, – вообще, работа разноплановая, постоянное взаимодействие с другими организациями, выяснение нюансов. Это и захватывает.

После всех бесед, встреч и прогулок по кабинетам, мы еще больше удостоверились в том, что ИФНС по Октябрьскому району – самая уютная инспекция.


Цифры:
Сколько деклараций обрабатывается в камеральном отделе в неделю 2470.
Сколько плательщиков приходят в оперзал в день 160.
Сколько резюме присылают соискатели в месяц 7.


Цитата:
Людмила Герасимюк, начальник отдела по работе с налогоплательщиками:
Инспекция меняется в лучшую сторону, мы становимся более клиентоориентированными, чтобы плательщику было удобно выполнить свою обязанность. Переходим на новый уровень общения, и это дает свои результаты. Сбросить декларацию по ТКС и не стоять в очереди – это удобно как для плательщика, так и для нас. Это экономит время. Инспекторы могут уделить больше времени тем, кто пришел с какой-то конкретной проблемой. С этой же целью мы подключаем плательщиков к личному кабинету, ведь благодаря этому они как минимум могут не приходить в инспекцию за квитанцией. Потоки желающих подключиться распределяются определенным образом: много желающих наблюдается сейчас, когда подступает срок уплаты; летом, перед отпусками; и в декабре, чтобы «в новый год без долгов».