ENG

С 1 июля изменился подход к налогообложению премий

Дата публикации: 23.07.2013 07:56 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Налоговое законодательство не содержит определения понятий бонуса или премии, из-за этого не было ясности относительно налоговых последствий для продавца и покупателя, если первый предоставлял второму премии за выполнение определенных условий договора, например, за приобретение определенного количества товаров за период. Компании старались, не всегда обоснованно, уменьшить налоговую базу по НДС, а налоговые органы доначисляли налог. Усугублялась ситуация судебной практикой, ставившей под сомнение легитимность официальной позиции Минфина, на которую долгое время опирались налоговики и налогоплательщики.

Принципиального решения требовал вопрос: влияет ли скидка на стоимость уже проданного товара и, соответственно, нужно ли корректировать выручку и налоговую базу по НДС. До марта 2012 года считалось, что не влияет. Корректировка входного НДС у покупателя и продавца при предоставлении таких премий допускалась только в случае, если в условиях договора было прямо указано, что она предоставляется путем изменения цены ранее поставленных товаров (письма Минфина России от 26.07.2007 №03-07-15/112, от 16.07.2010 №03-01-10/2-62).

Президиум ВАС РФ постановлением от 07.02.2012 №11637/11 изменил подход к налогообложению стимулирующих премий. Судьи указали, что все расчеты, в том числе и премии, связаны с оплатой за товар и его цена определяется с их учетом. В результате выплаты поставщиками премий происходит уменьшение стоимости товаров. Согласно новому толкованию действующих норм, поставщики должны скорректировать налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а покупатели суммы налоговых вычетов.

На практике изменение толкования привело к увеличению споров между налоговыми органами и налогоплательщиками и росту документооборота, поскольку организациям, для того, чтобы воспользоваться правом на вычет, пришлось выставлять огромное количество корректировочных счетов-фактур.

С 1 июля в вопросе налогообложения стимулирующих премий поставлена точка. Теперь статья 154 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 2.1. В соответствии с ним выплата продавцом покупателю премии за выполнение им определенных условий договора, включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает и их стоимость. Соответственно не уменьшаются налоговые вычеты у покупателя. Исключение составляют случаи, когда это предусмотрено договором поставки. Если в договоре этот нюанс не прописан, то при предоставлении премий цена не меняется и у продавца и покупателя не возникает обязанность корректировать налог на добавленную стоимость.

«Теперь подход к премиям определяется исходя из условий договора. Если премия уменьшает договорную цену, то у продавца корректировке подлежит исчисленная сумма НДС путём вычета НДС на сумму премии (пункт 13 статьи 171 НК РФ). У покупателя — налоговые вычеты НДС — путём восстановления суммы НДС на сумму премии (подпункт 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Если же премия не уменьшает договорную цену, то на исчисление НДС у сторон сделки она не влияет, являясь для целей исчисления налога на прибыль для продавца — внереализационным расходом, а для покупателя — внереализационным доходом», – рассказала Лариса Цыганкова заместитель руководителя УФНС России по Алтайскому краю.

По мнению Ларисы Цыганковой, нынешние поправки в части НДС носят уточняющий характер и направлены на совершенствование правоприменительной практики налогообложения. Они не изменяют установленный порядок, а лишь определяют единое направление для налогоплательщиков, налоговых органов и арбитражных судов.

При этом, если договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются покупателю премии (вознаграждения), то обложение реализации этих услуг НДС должно производиться в общеустановленном порядке.