Дата публикации: 18.01.2021 09:00
Справка о работе
с обращениями граждан в УФНС России по Краснодарскому краю и подведомственных
инспекциях в 4 квартале 2020 года
В 4 квартале
2020 года в Управление поступило на рассмотрение 2240 обращений граждан, что на 335
единиц (или 13,7%) меньше, чем за аналогичный период 2019 года и на 236 обращений меньше, чем в 3 квартале 2020
года (в 4 кв. 2019 года поступило 2595 обращений, 3 квартал 2020 года –
2004 обращения).
Из числа
поступивших обращений:
647 обращений (32,3%)
направлено заявителями через электронные сервисы (ЛК – 241 и интернет-обращения
- 406), 5 заявлений граждан поступило из Администрации Президента Российской
Федерации, 53 обращения поступило с сайта GOSUSLUGI.RU, 488 обращений направлено письмами и поручениями ЦА
ФНС России, из которых 182 обращения,
поступившие из Управления Президента Российской Федерации по работе с
обращениями граждан и организаций.
На контроле в общем отделе
Управления в отчетном
периоде находилось 2783 обращения,
из которых: 2240 поступили в 4 квартале 2020 года и 543 - находилось на
исполнении на начало отчетного периода, срок исполнения по которым не наступил.
2200 обращений исполнены отделами Управления в срок. С нарушением срока исполнено одно обращение. По
527 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил. Ввиду
эпидемиологической обстановки в отчетном периоде личный прием граждан в
Управлении приостановлен.
По статистическим данным в отчетном периоде граждане чаще
всего обращались с вопросами по семи тематикам:
- 0003.0008.0086.0564 Контроль
исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 306 обращений или 13,7% от общего числа поступивших обращений;
- 0003.0008.0086.0558
Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных
внебюджетных фондов – 288 обращений или 12,8% от общего числа
поступивших обращений;
- 0003.0008.0086.1198 Обжалование решений
государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими
лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия)
должностных лиц – 211 обращений или 9,4% от общего числа поступивших обращений;
- 0003.0008.0086.0549 Юридические вопросы по налогам и
сборам – 209 обращений или 9,3% от общего числа поступивших обращений;
- 0003.0008.0086.0545 Налог на доходы физических лиц –
147 обращений или 6,5% от общего числа поступивших обращений;
- 0003.0008.0086.0544 Налог на имущество – 126 обращений или 5,6% от общего числа поступивших обращений;
- 0003.0008.0086.0540 Земельный налог –
103 обращения или 4,6% от
общего числа поступивших обращений.
Следует
отметить, что в 4 квартале 2020 года по отношению к 4 кварталу 2019 года,
значительно снизилось количество обращений налогоплательщиков по вопросам возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов (0003.0008.0086.0557) (на 81,7%). Положительная тенденция
объясняется снижением количества нарушений допущенных налоговыми органами края.
В случаях неправомерных действий налоговых органов
проводится работа с сотрудниками ТНО по вопросу недопущения неправомерных
вынесений решений о зачете/возврате излишне уплаченных сумм. По вопросам нарушения сроков возвратов
излишне уплаченных налогов, Управлением направлен ряд обзорных писем в
подведомственные налоговые органы, в которых этот вопрос стоит особо остро.
Налогоплательщикам дается полный и
исчерпывающий ответ на поступившие обращения. Ведется разъяснительная работа в
телефонном режиме (горячая линия «Вопросы приостановления операций по счетам»).
С вопросами налогообложения доходов
физических лиц (0003.0008.0086.0545) обратилось 147
граждан (6,6%). Это выше показателя аналогичного периода 2019 года на 95 единиц, и ниже показателя 3 квартала
2020 года на 35 единиц (4 кв. 2019 года – 95 обращений, 3 кв. 2020 года – 210
обращений).
По
вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых
взносов налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с правильностью
исчисления НДФЛ, порядком предоставления имущественного и социального
налогового вычета, порядком декларирования полученного дохода от различного
рода деятельности. Также возникали некоторые вопросы у физических лиц по
нарушению трудового и налогового законодательства налоговыми агентами –
работодателями.
Плательщиков
имущественных налогов интересовали вопросы, связанные с непредоставлением
налоговыми органами льгот при исчислении имущественных налогов, неправомерным
начислением налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного
налогов; неполучением налогоплательщиками налоговых уведомлений на уплату
налогов.
Увеличение
количества обращений по налогу на
имущество физических лиц, земельному, транспортному налогу связано с
увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также увеличением
понижающего коэффициента при расчете налога на имущество физических лиц за 2019
год. Неполучение налогового уведомления на бумажном носителе обусловливается
подключением налогоплательщиков к интернет-сервису «Личный кабинет
налогоплательщика».
В
целях повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками для увеличения количества положительных
отзывов отделом были приняты следующие меры:
- в целях актуализации сведений в отношении
имущественных объектов проводится сверка совместно с регистрирующими органами,
на основании которых производится корректировка данных объектов налогообложения;
-
проводятся перерасчеты по имущественным налогам в сторону уменьшения на основании заявлений граждан о предоставлении
льготы;
-
на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с
налогоплательщиками с применением норм действующего законодательства в
телефонном режиме.
По
вопросам Учета налогоплательщиков.
Получения и отказа от ИНН (0003.0008.0086.0551)
обратился 51 гражданин (2,3%). Это ниже показателя как аналогичного периода
2019 года на 11 единиц, но на уровне 3
квартала 2020 года (4 кв. 2019 года – 62 обращения, 3 кв.
2020 года – 52 обращения).
Причинами
возникновения указанных обращений являются религиозные верования
(предубеждения) граждан, а также автоматическая идентификация физических лиц в
базе данных. Управлением ведется работа по устранению множественной постановки
на учет по месту жительства, дублей и фактов слияния лиц, что способствует
снижению активности обращений граждан.
Также
обращения граждан связаны с государственной регистрацией юридических лиц,
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств, а именно с недостоверностью сведений, содержащихся в
Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей.
Причинами
обращений граждан является эпидемиологическая ситуация в связи с
распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Законодательными актами Российской Федерации
утверждены различные выплаты физическим и юридическим лицам.
По
вопросам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц, физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств, а именно с недостоверностью сведений, содержащихся в Едином
государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей Управлением даны разъяснения налогоплательщикам,
даны поручения территориальным налоговым органам по вопросам актуализации
сведений об основном виде экономической деятельности, о включении
налогоплательщиков в реестр субъектов среднего и малого предпринимательства, а
также регистрации и снятия с налогового учета физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей, учредителей и руководителей юридических лиц и
иным вопросам.
Кроме того, граждане
обращались с вопросами, касающимися применения
контрольно-кассовой техники (0003.0008.0086.0568). В 4 квартале 2020
года поступило 5 обращений. По данным обращениям виновные привлечены к
административной ответственности по ч. 14.5 КОАП РФ, даты разъяснения.
Следует отметить поступление обращений граждан по вопросам деятельности
и о сдаче внаем жилых помещений, обращения о разъяснении нового
законодательства №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» с
изменениями №290-ФЗ от 03.07.2016, обращения о неприменении ККТ по конкретным
адресам и возможном нарушении закона №54-ФЗ, а также обращения о предполагаемых
нарушениях Закона от 29.12.2006 №224-ФЗ «О государственном регулировании деятельности
по организации и проведению азартных игр».
Поступление обращений по вышеуказанной тематике
связано с повышением активности граджан при осуществлении покупок в связи с
проведенной активной разъяснительной компании о необходимости применения Онлайн
касс с категориями налогоплательщиков, обязанных применять ККТ и соблюдать
требования №54-ФЗ «О применении контроль-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных
средств платежа».
Полученная от граждан информация анализировалась,
проводились мероприятия налогового контроля. Заявителю направлялся ответ, с соблюдением требований ст.102 НК
РФ. С целью снижения активности
обращений граждан по указанному направлению, при подготовке ответов заявителям
формировался полный исчерпывающий информационный комплекс по вопросам,
изложенным в обращениях, включающим в себя разъяснения компетенции налоговых
органов, а также разъяснения налогового законодательства. Поступившие
обращения были связаны с разъяснением законодательства о применении ККТ при
осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием
электронных средств платежа, а также заявления граждан о неприменении ККТ по
конкретным адресам и возможном нарушении Федерального закона №54-ФЗ. По всем
обращениям проведены проверки. При выявлении нарушений виновные привлечены к
административной ответственности по ст. 14.1 и
ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В 4 квартале 2020 года в территориальные налоговые органы
Краснодарского края (далее –ТНО) поступило на
рассмотрение 43537 обращений граждан, в том числе: из МИ ФНС России
по ЦОД поступило 20 обращений, 400 обращений было направлено в ТНО на
исполнение письмами Управления, 3413
поступило от налоговых органов края и других регионов и 8634 поступило по
почте.
Посредством электронных сервисов
в отчетном периоде поступило 31070 обращений
(71,4% от общего числа поступивших), в том числе «Личный кабинет
налогоплательщика для физических лиц» - 23373 обращения (53,7% от общего числа
поступивших), интернет - сервис «Обратиться в ФНС
России» - 7697 обращений (17,7% от общего числа поступивших), из которых 2384
(5,5%) - формализованные обращения.
Сравнительный анализ поступивших
обращений через электронные сервисы
выявил уменьшение количества обращений на 738 единиц или 2,6% как в сравнении с 4 кварталом 2019 года, так и
на 11252 единицы или 33,1% по сравнению
с 3 кварталом 2020 года (в 4 кв. 2020 года через электронные сервисы
поступило 31070 обращений или 71,4% от общего числа, в 3 кв. 2020 года
поступило 33975 или 80,5% от общего числа поступивших обращений).
Анализ
обращений граждан, поступивших в ТНО, показал, что в 4 квартале 2020 года по
ряду тематических вопросов снизилась активность обращений граждан, как к уровню
4 квартала 2019 года, так и в сравнении с 3 кварталом 2020 года.
На контроле в ТНО в отчетном
периоде находилось 51342 обращения,
из которых: 43434 - поступили в 4 квартале 2020 года и 7908 - находились на
исполнении на начало отчетного периода (срок исполнения не наступил).
В
4 квартале 2020 года исполнено 46537
обращений граждан, включая поставленные на контроль в более ранний период. По
4805 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.