ENG

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Краснодарскому краю за 4 квартал 2020 года

Дата публикации: 18.01.2021 09:00

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Краснодарскому краю и подведомственных инспекциях в 4 квартале 2020 года

 В 4 квартале 2020 года в Управление поступило на рассмотрение 2240 обращений граждан, что на 335 единиц (или 13,7%) меньше, чем за аналогичный период 2019 года и на 236 обращений меньше, чем в 3 квартале 2020 года (в 4 кв. 2019 года поступило 2595 обращений, 3 квартал 2020 года – 2004 обращения).

Из числа поступивших обращений: 647 обращений (32,3%) направлено заявителями через электронные сервисы (ЛК – 241 и интернет-обращения - 406), 5 заявлений граждан поступило из Администрации Президента Российской Федерации, 53 обращения поступило с сайта GOSUSLUGI.RU, 488 обращений направлено письмами и поручениями ЦА ФНС России, из которых 182 обращения, поступившие из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

На контроле в общем отделе Управления в отчетном периоде находилось 2783 обращения, из которых: 2240 поступили в 4 квартале 2020 года и 543 - находилось на исполнении на начало отчетного периода, срок исполнения по которым не наступил. 2200 обращений исполнены отделами Управления в срок. С  нарушением срока исполнено одно обращение. По 527 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил. Ввиду эпидемиологической обстановки в отчетном периоде личный прием граждан в Управлении приостановлен.

По статистическим данным в отчетном периоде граждане чаще всего обращались с вопросами по семи тематикам:

- 0003.0008.0086.0564 Контроль исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 306 обращений или 13,7% от общего числа поступивших обращений;

- 0003.0008.0086.0558 Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 288 обращений или 12,8% от общего числа поступивших обращений;

- 0003.0008.0086.1198 Обжалование решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц – 211 обращений или 9,4% от общего числа поступивших обращений;

- 0003.0008.0086.0549 Юридические вопросы по налогам и сборам – 209 обращений или 9,3% от общего числа поступивших обращений;

- 0003.0008.0086.0545 Налог на доходы физических лиц – 147 обращений или 6,5% от общего числа поступивших обращений;

- 0003.0008.0086.0544 Налог на имущество – 126 обращений или 5,6% от общего числа поступивших обращений;

- 0003.0008.0086.0540 Земельный налог – 103 обращения или 4,6% от общего числа поступивших обращений.

Следует отметить, что в 4 квартале 2020 года по отношению к 4 кварталу 2019 года, значительно снизилось количество обращений налогоплательщиков по вопросам возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов (0003.0008.0086.0557) (на 81,7%). Положительная тенденция объясняется снижением количества нарушений допущенных налоговыми органами края.

В случаях неправомерных действий налоговых органов проводится работа с сотрудниками ТНО по вопросу недопущения неправомерных вынесений решений о зачете/возврате излишне уплаченных сумм. По вопросам нарушения сроков возвратов излишне уплаченных налогов, Управлением направлен ряд обзорных писем в подведомственные налоговые органы, в которых этот вопрос стоит особо остро.

 Налогоплательщикам дается полный и исчерпывающий ответ на поступившие обращения. Ведется разъяснительная работа в телефонном режиме (горячая линия «Вопросы приостановления операций по счетам»).

С вопросами налогообложения доходов физических лиц (0003.0008.0086.0545) обратилось 147 граждан (6,6%). Это выше показателя аналогичного периода 2019 года  на 95 единиц, и ниже показателя 3 квартала 2020 года на 35 единиц (4 кв. 2019 года – 95 обращений, 3 кв. 2020 года – 210 обращений).

По вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с правильностью исчисления НДФЛ, порядком предоставления имущественного и социального налогового вычета, порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности. Также возникали некоторые вопросы у физических лиц по нарушению трудового и налогового законодательства налоговыми агентами – работодателями.

Плательщиков имущественных налогов интересовали вопросы, связанные с непредоставлением налоговыми органами льгот при исчислении имущественных налогов, неправомерным начислением налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов; неполучением налогоплательщиками налоговых уведомлений на уплату налогов.

Увеличение количества обращений  по налогу на имущество физических лиц, земельному, транспортному налогу связано с увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также увеличением понижающего коэффициента при расчете налога на имущество физических лиц за 2019 год. Неполучение налогового уведомления на бумажном носителе обусловливается подключением налогоплательщиков к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика».

В целях повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками  для увеличения количества положительных отзывов отделом были приняты следующие меры:

 - в целях актуализации сведений в отношении имущественных объектов проводится сверка совместно с регистрирующими органами, на основании которых производится корректировка данных объектов налогообложения;

- проводятся перерасчеты по имущественным налогам в сторону уменьшения на  основании заявлений граждан о предоставлении льготы;

- на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками с применением норм действующего законодательства в телефонном режиме.

По вопросам Учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН (0003.0008.0086.0551) обратился 51 гражданин (2,3%). Это ниже показателя как аналогичного периода 2019 года  на 11 единиц, но на уровне 3 квартала 2020 года (4 кв. 2019 года – 62 обращения, 3 кв. 2020 года – 52 обращения).

Причинами возникновения указанных обращений являются религиозные верования (предубеждения) граждан, а также автоматическая идентификация физических лиц в базе данных. Управлением ведется работа по устранению множественной постановки на учет по месту жительства, дублей и фактов слияния лиц, что способствует снижению активности обращений граждан.

Также обращения граждан связаны с государственной регистрацией юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно с недостоверностью сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Причинами обращений граждан является эпидемиологическая ситуация в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Законодательными актами Российской Федерации утверждены различные выплаты физическим и юридическим лицам.

По вопросам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно с недостоверностью сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Управлением даны разъяснения налогоплательщикам, даны поручения территориальным налоговым органам по вопросам актуализации сведений об основном виде экономической деятельности, о включении налогоплательщиков в реестр субъектов среднего и малого предпринимательства, а также регистрации и снятия с налогового учета физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, учредителей и руководителей юридических лиц и иным вопросам.

Кроме того, граждане обращались  с вопросами, касающимися применения контрольно-кассовой техники (0003.0008.0086.0568). В 4 квартале 2020 года поступило 5 обращений. По данным обращениям виновные привлечены к административной ответственности по ч. 14.5 КОАП РФ, даты разъяснения.

Следует отметить поступление обращений граждан по вопросам деятельности и о сдаче внаем жилых помещений, обращения о разъяснении нового законодательства №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» с изменениями №290-ФЗ от 03.07.2016, обращения о неприменении ККТ по конкретным адресам и возможном нарушении закона №54-ФЗ, а также обращения о предполагаемых нарушениях Закона от 29.12.2006 №224-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».

Поступление обращений по вышеуказанной тематике связано с повышением активности граджан при осуществлении покупок в связи с проведенной активной разъяснительной компании о необходимости применения Онлайн касс с категориями налогоплательщиков, обязанных применять ККТ и соблюдать требования №54-ФЗ «О применении контроль-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Полученная от граждан информация анализировалась, проводились мероприятия налогового контроля. Заявителю направлялся ответ, с соблюдением требований ст.102 НК РФ. С целью снижения активности обращений граждан по указанному направлению, при подготовке ответов заявителям формировался полный исчерпывающий информационный комплекс по вопросам, изложенным в обращениях, включающим в себя разъяснения компетенции налоговых органов, а также разъяснения налогового законодательства. Поступившие обращения были связаны с разъяснением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа, а также заявления граждан о неприменении ККТ по конкретным адресам и возможном нарушении Федерального закона №54-ФЗ. По всем обращениям проведены проверки. При выявлении нарушений виновные привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 и  ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В 4 квартале 2020 года в территориальные налоговые органы Краснодарского края (далее –ТНО) поступило на рассмотрение 43537 обращений граждан, в том числе: из МИ ФНС России по ЦОД поступило 20 обращений,  400 обращений было направлено в ТНО на исполнение письмами  Управления, 3413 поступило от налоговых органов края и других регионов и 8634 поступило по почте. 

Посредством электронных сервисов в отчетном периоде поступило 31070 обращений (71,4% от общего числа поступивших), в том числе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 23373 обращения (53,7% от общего числа поступивших),  интернет - сервис «Обратиться в ФНС России» - 7697 обращений (17,7% от общего числа поступивших), из которых 2384 (5,5%) - формализованные обращения.      

Сравнительный анализ поступивших обращений через электронные сервисы  выявил уменьшение количества обращений на 738 единиц или 2,6%  как в сравнении с 4 кварталом 2019 года, так и на 11252 единицы или 33,1%  по сравнению с 3 кварталом 2020 года  (в 4 кв. 2020 года через электронные сервисы поступило 31070 обращений или 71,4% от общего числа, в 3 кв. 2020 года поступило 33975 или 80,5% от общего числа поступивших обращений).

Анализ обращений граждан, поступивших в ТНО, показал, что в 4 квартале 2020 года по ряду тематических вопросов снизилась активность обращений граждан, как к уровню 4 квартала 2019 года, так и в сравнении с 3 кварталом 2020 года.

На контроле в ТНО в отчетном периоде находилось 51342 обращения, из которых: 43434 - поступили в 4 квартале 2020 года и 7908 - находились на исполнении на начало отчетного периода (срок исполнения не наступил).

В 4 квартале 2020 года исполнено 46537 обращений граждан, включая поставленные на контроль в более ранний период. По 4805 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.