ENG

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Краснодарскому краю за 1 квартал 2022 года

Дата публикации: 27.04.2022 09:00

В 1 квартале 2022 года в Управление поступило на рассмотрение 1526 обращений граждан, что на 465 единиц (или 23,4%) меньше, чем за аналогичный период 2021 года и на 323 обращения меньше, чем в 4 квартале 2021 года (в 1 кв. 2021 года поступило 1991 обращение, 4 квартал 2021 года – 1849 обращений).
Из числа поступивших обращений: 430 обращений (28,2%) направлено заявителями через электронные сервисы (ЛК – 57, СООН - 144 и интернет-обращения - 229), 19 заявлений граждан поступило из Администрации Президента Российской Федерации, 32 обращения поступило с сайта GOSUSLUGI.RU, 266 обращений направлено письмами и поручениями ЦА ФНС России, из которых 92 обращения, поступившие из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.
На контроле в общем отделе Управления в отчетном периоде находилось 1812 обращений, из которых: 1526 поступило в 1 квартале 2022 года и 286 - находилось на исполнении на начало отчетного периода, срок исполнения по которым не наступил. 1415 обращений исполнены отделами Управления в срок. С нарушением срока исполнено одно обращение. По 380 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.
По статистическим данным в отчетном периоде граждане чаще всего обращались по вопросам пяти тематик:
  • Контроль исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами (0003.0008.0086.0564) – 338 обращений или 22,1% от общего числа поступивших обращений;
  • Юридические вопросы по налогам и сборам (0003.0008.0086.0549) – 127 обращений или 8,3% от общего числа поступивших обращений;
  • Обжалование решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц (0003.0008.0086.1198) – 342 обращения или 22,3% от общего числа поступивших обращений;
  • Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) – 130 обращений или 8,5% от общего числа поступивших обращений;
  • Налог на доходы физических лиц (0003.0008.0086.0545) – 93 обращения или 6,1% от общего числа поступивших обращений.
Увеличение поступления обращений по обжалованию постановлений в 1 квартале 2022 года по сравнению с 1 кварталом 2021 года связано со ростом поступления обращений на вынесенные постановления территориальными налоговыми органами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Также рост числа обращений связан с обжалованием действий налоговых органов по результатам самостоятельного определения размера налоговых обязательств при отсутствии налоговой декларации по НДФЛ.
Управление на постоянной основе осуществляет контроль по предотвращению неправомерных действий должностных лиц территориальных налоговых органов Краснодарского края связанных с:
  • отказом в приеме налоговых деклараций (расчетов);
  • приемом налоговых деклараций (расчетов), представленных неуполномоченным лицом;
  • внесением в ИРУД сведений о компрометации ключа проверки электронной подписи.
Так, в соответствии с Распоряжением УФНС России по Краснодарскому краю от 27.07.2020 № 01-03/30@:
  • проводятся заседания рабочей группы с привлечением ответственных сотрудников территориальных органов ФНС России в Краснодарском крае при установлении обстоятельств, указывающих на возможное удовлетворение жалобы, связанной с отказом в приеме, либо приеме от неуполномоченных лиц налоговых деклараций (расчетов), компрометации (аннулировании) ЭЦП, неправомерном «аннулировании» доверенности;
  • проводятся заседания рабочей группы по итогам ежемесячного анализа оставленных без рассмотрения жалоб по причинам отзыва жалобы или сообщения об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу;
  • осуществляется учет и анализ причин удовлетворения жалоб вышеуказанной категории.
Усиление контроля привело к сокращению поступления жалоб по темам:
  • отказ в принятии налоговых деклараций (расчетов);
  • внесение сведений в ИРУД о компрометации ключа проверки электронной подписи; приостановление операций по счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности по причине компрометации ключа ЭЦП.
Проведен анализ поступивших жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) должностных лиц территориальных налоговых органов, в части соблюдения налоговыми органами сроков принятия решений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов. По поручению Управления территориальными налоговыми органами разработаны дорожные карты, направленные на снижение количества споров, связанных с осуществлением взыскания задолженности, приостановлением операций по счетам, зачета (возврата) излишне взысканных (уплаченных) налоговых платежей. Подведомственные налоговые органы на постоянной основе (ежеквартально) предоставляют в Управление информацию о случаях нарушения прав налогоплательщиков в части сроков принятия решений о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов.
Проводится работа с территориальными налоговыми органами края в части направления писем по выявленным нарушениям при рассмотрении Управлением жалоб, с целью принятия всех надлежащих мер по урегулированию налоговых споров на стадии рассмотрения обращений налогоплательщиков и с целью исключения повторности причин обращений граждан в вышестоящий налоговый орган.
По итогам работы Управления за 1 квартал 2022 года в подведомственные налоговые органы по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков направлено 2 письма о выявленных нарушениях прав налогоплательщиков, о предоставлении пояснений по установленным фактам с указанием конкретных причин нарушения и ФИО ответственных должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, с целью рассмотрения вопроса проведения служебной проверки.
В целях недопущения повторного нарушения норм действующего законодательства, а также исключения повторного обращения налогоплательщиков территориальным налоговым органам в отношении жалоб, по результатам рассмотрения которых, требования заявителей удовлетворены, поручено сообщать о мерах, принятых для исключения аналогичных нарушений в дальнейшей работе Инспекции.
Кроме того, по итогам работы за 2021 год территориальными налоговыми органами проведен анализ причин возникновения налоговых споров и представлены предложения по снижению их количества.
На постоянной основе территориальным налоговым органам края оказывается методологическая помощь, проводится разъяснительная работа в части применения положений нормативных актов налогового законодательства РФ.
Следует отметить, что в 1 квартале 2022 года отсутствуют обращения налогоплательщиков по вопросам возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов (0003.0008.0086.0557) по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года (1 кв. 2021 года – 7 обращений).
Положительная тенденция объясняется снижением количества нарушений допущенных налоговыми органами края, а также повышением налоговой грамотности населения.
По вопросам задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) также необходимо отметить снижение обращений на 54 единицы (29,3%) по отношению к 1 кварталу 2021 года, и по отношению к 4 кварталу 2021 года на 42 единицы (24,4%), связанное с истечением срока для своевременной оплаты физическими лицами имущественных налогов за 2021 год и соответственно ежедневным ростом задолженности за счет начисления пеней.
Налогоплательщикам дается полный и исчерпывающий ответ на поступившие обращения. Активно ведется разъяснительная работа в телефонном режиме (горячая линия «Вопросы приостановления операций по счетам»).
В случаях неправомерных действий налоговых органов проводится работа с сотрудниками ТНО по исключению допущения нарушений, направляются письма с разъяснениями положений Налогового кодекса РФ для проведения учебы с должностными лицами в чьи функции входит урегулирование и взыскание задолженности.
С вопросами налогообложения доходов физических лиц (0003.0008.0086.0545) обратилось 93 гражданина (6,1%). Это ниже показателя как аналогичного периода 2021 года на 32 единицы, так и показателя 4 квартала 2021 года на 10 единиц (1 кв. 2021 года – 125 обращений, 4 кв. 2021 года – 103 обращения).
По имущественным налогам плательщиков интересовали вопросы о некорректном начислении имущественных налогов и разъяснением действующих законодательных норм.
По вопросам администрирования страховых взносов налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с отсутствием передачи информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ.
Количество поступивших обращений по налогу на доходы физических лиц связано с предоставлением налоговых вычетов и нарушением норм трудового и налогового законодательства.
В 1 квартале 2022 года обработанные обращения в ППО СООН содержали следующие проблемы граждан:
  • несогласие с начислением имущественных налогов;
  • неполучение налогоплательщиком налогового уведомления на уплату налогов.
Заметное снижение количества обращений по налогу на имущество физических лиц, земельному, транспортному налогу связано с тем, что конвертация баз данных налогового органа позволила быстро и четко решать проблемы налогоплательщиков, заявленные в обращениях, а именно: устранять ошибки, вносить изменения по данным налогоплательщиков путем запросов в органы по СМЭВ, формировать корректные начисления.
В целях повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками для увеличения количества положительных отзывов Управлением принимаются следующие меры:
  • проводятся перерасчеты по имущественным налогам в сторону уменьшения на основании заявлений граждан о предоставлении льготы;
  • в целях актуализации сведений в отношении имущественных объектов проводится сверка совместно с регистрирующими органами, на основании которых производится корректировка данных объектов налогообложения;
  • на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками с применением норм действующего законодательства в телефонном режиме.
По вопросам Учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН (0003.0008.0086.0551) обратилось 26 граждан (1,7%). Это ниже как показателя аналогичного периода 2021 года на 24 единицы, так и показателя 4 квартала 2021 года на 30 единиц (1 кв. 2021 года – 50 обращений, 4 кв. 2021 года – 32 обращения).
Причинами возникновения вышеуказанных обращений являются религиозные верования (предубеждения) граждан.
Также, причиной возникновения обращений граждан по вопросам актуализации персональных данных, является представление неполных или
некорректных сведений о налогоплательщиках государственными органами, поименованными в ст. 85 НК РФ.
Управлением ведется работа по актуализации персональных данных, устранению множественной постановки на учет по месту жительства, дублей и фактов слияния лиц, что способствует снижению активности обращений граждан.
Поступление обращений граждан по вопросам государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, связаны с вступлением в силу приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, которым изменены формы представляемых при регистрации ЮЛ/ИП документов. Управлением на постоянной основе даются разъяснения налогоплательщикам по вышеуказанным вопросам.
Кроме того, граждане обращались с вопросами, касающимися применения контрольно-кассовой техники (0003.0008.0086.0568). В 1 квартале 2022 года поступило 3 обращения. По данным обращениям виновные привлечены к административной ответственности по ч. 14.5 КОАП РФ, даты разъяснения. Полученная от граждан информация анализировалась, проводились мероприятия налогового контроля. Заявителю направлялся ответ, с соблюдением требований ст.102 НК РФ. С целью снижения активности обращений граждан по указанному направлению, при подготовке ответов заявителям формировался полный исчерпывающий информационный комплекс по вопросам, изложенным в обращениях, включающим в себя разъяснения компетенции налоговых органов, а также разъяснения налогового законодательства. Поступившие обращения были связаны с разъяснением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа, а также заявления граждан о неприменении ККТ по конкретным адресам и возможном нарушении Федерального закона №54-ФЗ. По всем обращениям проведены проверки. При выявлении нарушений виновные привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 и ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В 1 квартале 2022 года в территориальные налоговые органы Краснодарского края (далее –ТНО) поступило на рассмотрение 36701 обращение граждан, в том числе: из МИ ФНС России по ЦОД поступило 14 обращений, 249 обращений было направлено в ТНО на исполнение письмами Управления, 1252 поступило от налоговых органов края и других регионов и 3417 поступило по почте.
Посредством электронных сервисов в отчетном периоде поступило 31769 обращений (86,6% от общего числа поступивших), в том числе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 27202 обращения (74,1% от общего числа поступивших), интернет - сервис «Обратиться в ФНС России» - 3441 обращение (9,4% от общего числа поступивших), из которых 1126 (3,5%) – обращений, полученные посредством ТСК.
Сравнительный анализ поступивших обращений через электронные сервисы выявил увеличение количества обращений на 9304 единицы или 41,4% в сравнении с 1 кварталом 2021 года, и увеличением на 5613 единиц или 21,5% по сравнению с 4 кварталом 2021 года (в 1 кв. 2021 года через электронные сервисы поступило 22465 обращений или 76,0% от общего числа, в 4 кв. 2021 года поступило 26156 или 75,4% от общего числа поступивших обращений).
Анализ обращений граждан, поступивших в ТНО, показал, что в 1 квартале 2022 года по ряду тематических вопросов снизилась активность обращений граждан.
На контроле в ТНО в отчетном периоде находилось 42022 обращения, из которых: 36701 - поступило в 1 квартале 2022 года и 5321 - находилось на исполнении на начало отчетного периода (срок исполнения не наступил).
В 1 квартале 2022 года исполнено 34412 обращений граждан, включая поставленные на контроль в более ранний период. По 7603 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.
В ТНО с нарушением срока исполнения выявлено 1 обращение.
По фактам нарушения срока исполнения в Управление предоставлена объяснительная записка на имя начальника Инспекции.
В целях контроля за сроками исполнения обращений граждан, общим отделом Управления осуществляется ежедневный и еженедельный упреждающий контроль. Информация об исполнительской дисциплине ежемесячно и ежеквартально докладывается руководителю Управления.