ENG

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Краснодарскому краю за 1 квартал 2023 года

Дата публикации: 28.04.2023 09:00

В 1 квартале 2023 года в Управление поступило на рассмотрение 2561 обращение граждан, что на 1035 единиц (или 67,8%) больше, чем за аналогичный период 2022 года (в 1 кв. 2022 года поступило 1526 обращений).
Из числа поступивших обращений: 778 обращений (30,4%) направлено заявителями через электронные сервисы (ЛК – 237 и интернет-обращения - 541), 3 заявления граждан поступило из Администрации Президента Российской Федерации, 35 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU, 462 обращения направлено письмами и поручениями ЦА ФНС России, из которых 74 обращения - поступившие из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.
На контроле в общем отделе Управления в отчетном периоде находилось 2847 обращений, из которых: 2561 поступило в 1 квартале 2023 года и 286 - находилось на исполнении на начало отчетного периода, срок исполнения по которым не наступил, 2506 обращений исполнены отделами Управления в срок.
По 319 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.
С нарушением сроков исполнены 6 обращений. По фактам нарушения сроков исполнения предоставлены объяснительные записки.
В 1 квартале 2023 года на личный прием обратилось 10 граждан. Уполномоченными должностными лицами даны устные разъяснения.
По статистическим данным в отчетном периоде граждане чаще всего обращались с вопросами по шести тематикам:
  • Обжалование решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц (0003.0008.0086.1198) – 482 обращения или 18,7% от общего числа поступивших обращений;
  • Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) – 360 обращений 14,0% от общего числа поступивших обращений;
  • Организация работы с налогоплательщиками (0003.0008.0086.0552) – 274 обращения или 10,6% от общего числа поступивших обращений;
  • Контроль исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами (0003.0008.0086.0564) – 267 обращений или 10,4% от общего числа поступивших обращений;
  • Юридические вопросы по налогам и сборам (0003.0008.0086.0549) – 178 обращений или 7,0% от общего числа поступивших обращений;
  • Налог на доходы физических лиц (0003.0008.0086.0545) – 159 обращений или 6,2% от общего числа поступивших обращений.
Увеличение поступления обращений в 1 квартале 2023 года по сравнению с 1 кварталом 2022 года связано с ростом обращений по обжалованию постановлений, вынесенных территориальными налоговыми органами Краснодарского края в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (17 обращений в 1 квартале 2023 года против 8 обращений в 1 квартале 2022 года).
Также рост обращений граждан связан с введением с 01.01.2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).
Немалое количество обращений граждан приходится на вопрос по необоснованной задолженности из-за отсутствия в ЕНС налогоплательщиков информации по уже уплаченным налогам и страховым взносам, по излишне начисленной пене.
В ФНС России и СТП ГНИВЦ направлено 22 запроса об оказании содействия и на техническую корректировку данных в ЕНС налогоплательщиков.
Вместе с тем, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, для снижения количества обращений налогоплательщиков по вопросу полноты отражения информации в ЕНС в программном комплексе АИС «Налог-3», по решению вопросов отраженных в обращениях налогоплательщиков, на постоянной основе оказывается методологическая помощь территориальным налоговым органам Краснодарского края (в том числе по снижению объема невыясненных платежей).
По итогам анализа причин возникновения налоговых споров в территориальные налоговые органы Краснодарского края направлено письмо о принятии мер для снижения количества обоснованных жалоб налогоплательщиков на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.
Кроме того, в территориальные налоговые органы Краснодарского края направлен Обзор причин возникновения споров и удовлетворения жалоб за 12 месяцев 2022 года.
Следует отметить, что по итогам работы Управления за 1 квартал 2023 года в территориальные налоговые органы Краснодарского края по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков направлено письмо о выявленных нарушениях прав налогоплательщиков, о предоставлении пояснений по установленным фактам с указанием конкретных причин нарушения и Ф.И.О. ответственных должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, с целью рассмотрения вопроса проведения служебной проверки.
В целях недопущения повторного нарушения норм действующего законодательства, а также исключения повторного обращения налогоплательщиков, территориальным налоговым органам Краснодарского края в отношении жалоб, по результатам рассмотрения которых, требования заявителей удовлетворены, поручено сообщать о мерах, принятых для исключения аналогичных нарушений в дальнейшей работе Инспекций.
Во избежание неправомерного привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в территориальные налоговые органы Краснодарского края направлено письмо об усилении контроля при принятии соответствующих решений.
Управлением проводится работа с территориальными налоговыми органами Краснодарского края в части направления писем по выявленным нарушениям при рассмотрении Управлением жалоб, с целью принятия всех надлежащих мер по урегулированию налоговых споров на стадии рассмотрения обращений налогоплательщиков и исключения повторности причин обращений граждан в вышестоящий налоговый орган.
На постоянной основе территориальным налоговым органам Краснодарского края оказывается методологическая помощь, проводится разъяснительная работа в части применения положений нормативных актов налогового законодательства РФ.
По вопросам задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) поступило на 230 обращений (почти в 2 раза) больше по отношению к 1 кварталу 2022 года, и по отношению к 4 кварталу 2022 года на 138 обращений (62,2%), связанных с истечением срока для своевременной оплаты физическими лицами имущественных налогов за 2022 год, ежедневным ростом задолженности за счет начисления пеней, а также с внедрением 01.01.2023 института ЕНС и изменениями реквизитов для оплаты (т.к. все платежи поступают на единый счет УФК по Тульской области).
Ухудшение общей экономической ситуации в стране в связи с санкциями со стороны недружественных стран отрицательно сказалось на финансовом состоянии налогоплательщиков, что повлекло несвоевременную оплату налогов и возникновение задолженности.
Вследствие чего у налогоплательщиков возникают вопросы о мерах принудительного взыскания применяемых территориальными налоговыми органами Краснодарского края.
В случаях неправомерных действий территориальных налоговых органов Краснодарского края проводится работа с сотрудниками по исключению допущения нарушений.
Налогоплательщикам дается полный и исчерпывающий ответ на поступившие обращения. Активно ведется разъяснительная работа в телефонном режиме (горячая линия «Вопросы приостановления операций по счетам»).
С вопросами налогообложения доходов физических лиц (0003.0008.0086.0545) обратилось 159 граждан. Это выше показателя как аналогичного периода 2022 года на 66 единиц (71,0%), так и показателя 4 квартала 2022 года на 25 единиц (18,7%) (1 кв. 2022 года – 93 обращения, 4 кв. 2022 года – 134 обращения).
По вопросам администрирования страховых взносов налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с отсутствием передачи информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ.
По имущественным налогам плательщики задавали вопросы о некорректном начислении имущественных налогов, а также о разъяснении действующих законодательных норм.
По вопросам налогообложения доходов физических лиц от налогоплательщиков поступали вопросы, связанные с правильностью исчисления НДФЛ, порядком предоставления имущественных и социальных налоговых вычетов, порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности. Также возникали вопросы по нарушению трудового и налогового законодательства налоговыми агентами – работодателями.
В 1 квартале 2023 года Управлением обработаны обращения, поступившие на Омниканальную платформу, где основными проблемами граждан являлись:
  • несогласие с начислением имущественных налогов;
  • неполучение налогоплательщиком налогового уведомления на уплату налогов.
В целях повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками и увеличения количества положительных отзывов, Управлением приняты следующие меры:
  • в целях актуализации сведений в отношении имущественных объектов проводится сверка совместно с регистрирующими органами, на основании которых производится корректировка данных объектов налогообложения;
  • проводятся перерасчеты по имущественным налогам в сторону уменьшения на основании заявлений граждан о предоставлении льготы;
  • на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками с применением норм действующего законодательства.
По вопросам Учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН (0003.0008.0086.0551) обратилось 88 граждан. Количество обращений по данной тематике выше как показателя аналогичного периода 2022 года на 62 единицы (в 2 раза) так и по сравнению с показателем 4 квартала 2022 года на 34 единицы (63,0%) (1 кв. 2022 года – 26 обращений, 4 кв. 2022 года – 54 обращения).
Причинами возникновения вышеуказанных обращений являются религиозные верования (предубеждения) граждан.
Также причиной возникновения обращений граждан по вопросам актуализации персональных данных является представление неполных или некорректных сведений о налогоплательщиках государственными органами, поименованными в ст. 85 НК РФ.
Управлением ведется работа по актуализации персональных данных, устранению множественной постановки на учет по месту жительства, дублей и фактов слияния лиц, что способствует снижению активности обращений граждан.
Поступление обращений граждан по вопросам государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств связаны с вступлением в силу приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, по которым изменены формы представляемых при регистрации ЮЛ/ИП документов.
Управлением на постоянной основе даются разъяснения налогоплательщикам по вышеуказанным вопросам.
Кроме того, граждане обращались с вопросами касающимися применения контрольно-кассовой техники (0003.0008.0086.0568). В 1 квартале 2023 года поступило 13 обращений. По данным обращениям виновные привлечены к административной ответственности по ч. 14.5 КОАП РФ, даны разъяснения. Полученная от граждан информация анализировалась, проводились мероприятия налогового контроля. Заявителю направлялся ответ с соблюдением требований ст.102 НК РФ.
С целью снижения активности обращений граждан по указанному направлению, при подготовке ответов заявителям формировался полный исчерпывающий информационный комплекс по вопросам, изложенным в обращениях, включающим в себя разъяснения компетенции территориальных налоговых органов Краснодарского края, а также разъяснения налогового законодательства.
Поступившие обращения были связаны с разъяснением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа, а также заявления граждан о неприменении ККТ по конкретным адресам и возможном нарушении Федерального закона №54-ФЗ. По всем обращениям проведены проверки. При выявлении нарушений виновные привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 и ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В 1 квартале 2023 года в территориальные налоговые органы Краснодарского края (далее –ТНО) на рассмотрение 36565 обращений граждан, в том числе: из МИ ФНС России по ЦОД поступило 98 обращений, 234 обращения направлено в ТНО на исполнение письмами Управления, 856 поступило из других ведомств и 2897 поступило по почте от заявителей.
Посредством электронных сервисов в отчетном периоде поступило 32022 обращения (87,6% от общего числа поступивших), в том числе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 27839 обращений (76,1% от общего числа поступивших), интернет - сервис «Обратиться в ФНС России» - 4183 обращения (11,4% от общего числа поступивших), из которых 455 (1,2%) – обращения, полученные посредством ТСК.
Сравнительный анализ поступивших обращений через электронные сервисы выявил увеличение количества обращений на 9336 единиц или 41,2% как в сравнении с 1 кварталом 2022 года, так и в сравнении с 4 кварталом 2022 года на 6228 единиц или 24,1% (в 1 кв. 2022 года через электронные сервисы поступило 22686 обращений или 78,9% от общего числа, в 4 кв. 2022 года поступило 25794 или 77,4% от общего числа поступивших обращений).
Анализ обращений граждан, поступивших в ТНО, показал, что в 1 квартале 2023 года снизилась активность обращений граждан.
На контроле в ТНО в отчетном периоде находилось 42204 обращения, из которых: 36563 - поступило в 1 квартале 2023 года и 5641 - находилось на исполнении на начало отчетного периода (срок исполнения не наступил).
В 1 квартале 2023 года исполнено 34042 обращения граждан, включая поставленные на контроль в более ранний период. По 8162 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.
В ТНО с нарушением срока исполнения выявлено 6 обращений.
По фактам нарушений сроков исполнения в Управление предоставлены объяснительные записки на имя начальника Инспекции.
В целях контроля за сроками исполнения обращений граждан, общим отделом Управления осуществляется ежедневный и еженедельный упреждающий контроль. Информация об исполнительской дисциплине ежемесячно и ежеквартально докладывается руководителю Управления.