ENG

О контроле за размером оплаты труда работников

Дата публикации: 06.04.2020 07:48

Статьей 130 Трудового кодекса РФ установлено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (статья 133 ТК РФ).

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на территории Российской Федерации с 1 января 2020 года установлен МРОТ в сумме 12 130 рублей в месяц. МРОТ не включает в себя районный коэффициент и северные надбавки, поэтому, например, для города Красноярска величина МРОТ составляет 19 408 рублей в месяц.

За выплату заработной платы ниже установленного законом МРОТ работодатель может быть привлечен к ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.27 КоАП РФ).

С целью контроля за размером оплаты труда работников Федеральной налоговой службой России разработаны контрольные соотношения к расчету по форме 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 17 октября 2019 г. № БС-4-11/21381@) и расчету по страховым взносам (письмо ФНС России от 07.02.2020 г. № БС-4-11/2002@).

Контрольными соотношениями производится сопоставление средней заработной платы в расчете, представленном работодателем, с величиной МРОТ, а также с размером средней заработной платы в регионе по соответствующей отрасли (по данным Росстата).

Если работодателем в расчете 6-НДФЛ или в расчете по страховым взносам указан низкий размер заработной платы работников, налоговый орган направляет требование о представлении пояснений (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Представленные работодателем пояснения и документы рассматриваются налоговым органом. Если пояснения не представлены, либо если после их рассмотрения у налогового органа имеются основания предполагать факт занижения налогооблагаемой базы, определяются иные мероприятия налогового контроля, в том числе вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам в соответствии с письмом ФНС России от от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В рамках информационного взаимодействия сведения о работодателях, выплачивающих низкую заработную плату работникам, направляются налоговыми органами в инспекцию по труду и органы прокуратуры для принятия мер в соответствии с предоставленными полномочиями.

Таким образом, показатели сформированного расчета по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам работодателю рекомендуется заранее перед направлением в налоговый орган проверить по контрольным соотношениям, сопоставить между собой, чтобы своевременно самостоятельно выявить и устранить все несоответствия.