Решения по жалобам

Дата публикации: 21.09.2020

Дата решения: 01.09.2020

Номер решения: КЧ-3-09/6173@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 220 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Предоставление имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении квартиры участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих 

Позиция налогового органа, решение которого обжалуются: произведенные налогоплательщиком расходы на приобретение квартиры не могут быть квалифицированы как осуществленные за счет его собственных средств.

Позиция налогоплательщика:

Налоговым органом неправомерно квалифицированы произведенные налогоплательщиком расходы на приобретение квартиры как покрываемые за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них.

Согласно пункту 3 статьи 220 Кодекса указанный имущественный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не превышающем 2 000 000 рублей.

Как определено пунктом 5 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не предоставляется в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ участники накопительно-ипотечной системы – военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников; накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике; уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ определено, что основанием для открытия именного накопительного счета участника является внесение сведений о нем в реестр участников.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ после увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы и в случаях, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ, именной накопительный счет участника закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ в случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника.

Согласно статье 14 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:

  1. приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;

  2. уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ предусмотрено, что целевой жилищный заем предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, а также на досрочное полное (частичное) погашение кредита (займа).

На основании пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статьях 10, 12 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.

Порядок и условия предоставления участникам накопительно-ипотечной системы (далее – НИС) жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также порядок и условия их погашения определены Правилами предоставления участникам НИС целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2008 № 370.

Как следует из материалов, представленных Управлением, Заявителем подана в Инспекцию Декларация, в которой заявлен имущественный налоговый вычет в части расходов на приобретение квартиры в размере 2 000 000 рублей, а также сумма имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры, принятая к учету при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды; сумма документально подтвержденных расходов, принимаемых к учету в 2019 году и сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета.

Заявителем в подтверждение права на имущественный налоговый вычет по НДФЛ с Декларацией представлены копии подтверждающих документов, в том числе:

  • договора купли-продажи квартиры (далее – Договор купли-продажи);

  • договора целевого жилищного займа (далее – Договор целевого жилищного займа);

  • договора займа (далее – Договор займа).

Как усматривается из Договора купли-продажи, Налогоплательщик (Покупатель) приобретает в собственность у некоммерческой организации (Продавец) квартиру.

В соответствии с условиями Договора купли-продажи указанная квартира приобретается за счет:

  • собственных денежных средств;

  • средств целевого жилищного займа, предоставляемого ФГКУ «Росвоенипотека» для уплаты первоначального взноса в целях приобретения квартиры в собственность, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете Заявителя;

  • заемных средств, предоставляемых некоммерческой организацией Продавцом.

Согласно документам, представленным Заявителем в ходе камеральной налоговой проверки Декларации, 23.04.2014 Налогоплательщиком (далее – Заемщик), являющимся участником НИС, с ФГКУ «Росвоенипотека» (далее – Займодавец) заключен Договор целевого жилищного займа, согласно которому ФГКУ «Росвоенипотека» предоставляет Заемщику целевой жилищный заем за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете Заемщика (Налогоплательщик).

Пунктом 3 Договора целевого жилищного займа предусмотрено, что целевой жилищный заем предоставляется Заемщику:

  • в размере 700 000 рублей для уплаты первоначального взноса в целях приобретения квартиры в собственность с использованием ипотечного займа;

  • для погашения обязательств перед некоммерческой организацией (Продавцом) по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете Налогоплательщика.

В соответствии с Договором займа некоммерческая организация (Продавец), обязуется предоставить Налогоплательщику заем в размере 2 446 696 рублей сроком на 195 месяцев, а Налогоплательщик обязуется возвратить некоммерческой организации (Продавцу) заем и уплатить проценты за пользованием займом.

Пунктом 1.2. Договора займа установлено, что заем предоставляется для целевого использования, а именно: для приобретения в собственность квартиры.

Согласно пункту 3.7. Договора займа стороны пришли к соглашению, что платежи в счет обязательств по указанному договору поступают некоммерческой организации (Продавцу) от Налогоплательщика за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Налогоплательщику как участнику НИС в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ и Правилами, по договору целевого жилищного займа в течение срока пользования займом.

В соответствии с Договором займа Налогоплательщик исполняет все обязательства по договору самостоятельно и за счет собственных средств в следующих случаях: при исключении Налогоплательщика из реестра участников НИС, в результате чего он теряет право на получение средств по Договору целевого жилищного займа, начиная с первого числа месяца такого исключения и до полного погашения обязательств по договору; при недостаточности суммы страхового возмещения согласно пункту 4.1.18 договора; при необходимости, возникающей в соответствии с пунктом 3.14 договора; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.14 Договора займа определено, что если ежемесячный платеж, указанный в последующем графике платежей, в последние 12 месяцев (в том числе в случае, если 12 месяцев не являются одним календарным годом) до окончания срока пользования займом будет превышать 1/12 размера накопительного взноса участника НИС, то возникающую разницу между ежемесячным платежом и 1/12 размера накопительного взноса участника НИС заемщик обязуется погасить за счет собственных средств в порядке, предусмотренном пунктом 1.1.4 настоящего договора.

Таким образом, согласно указанным договорам займа Налогоплательщик погашает долг с использованием денежных средств, представленных ему как участнику НИС.

При  этом документов, свидетельствующих о том, что Заявитель перестал быть участником НИС или недостаточности суммы страхового возмещения, а также об иных случаях, предусматривающих погашение полученного займа за счет собственных средств, ни в ходе камеральной налоговой проверки, ни при обжаловании Решения в Инспекцию и в ФНС России не представлено.

Кроме того, ФНС России при рассмотрении жалобы Налогоплательщика установлено, что согласно информации, представленной ФГКУ «Росвоенипотека», по состоянию на 27.08.2020 за счет средств федерального бюджета ФГКУ «Росвоенипотека» Заявителю за период с мая 2014 года по август 2019 года предоставлен целевой жилищный заем (уплата первоначального взноса и погашение обязательств по ипотечному кредиту) для приобретения жилых помещений.

Учитывая изложенное, Заявителем не подтвержден факт приобретения квартиры за счет собственных денежных средств.

При таких обстоятельствах Федеральной налоговой службой сделан вывод о правомерном отказе Инспекции в праве на имущественный налоговый вычет по Декларации за 2019 год.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу Налогоплательщика без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России