ENG

О порядке подачи налогоплательщиками возражений на акт налогового контроля (часть 1)

Дата публикации: 25.08.2014 06:05 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В качестве правового механизма исполнения обязанности, закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации, обеспечения полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц, возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения данной обязанности, в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрена система мер налогового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений. Тем самым гарантировано суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объеме соответствующие суммы – недоимку, пеню и штраф.

Вместе с тем – в целях достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений – законодательством предусмотрены специальные права для привлекаемых к налоговой ответственности лиц, гарантирующие им возможность выразить свою позицию относительно выводов налоговых органов о совершении налогового правонарушения.

Фактические обстоятельства, в связи с которыми к налогоплательщику применяются меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются налоговыми органами в процессе проведения мероприятий налогового контроля, одной из форм которого являются налоговые проверки - камеральные и выездные (статьи 82, 87 - 89 Кодекса). Как следует из статей 31, 82 – 101, 101.4 Кодекса, обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении его результатов.

Так, в силу пункта 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

А в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Согласно положениям статьи 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Необходимо отметить, что составление акта само по себе не предоставляет права налоговому органу воздействовать на имущественные интересы налогоплательщика и взыскивать недоимки, штрафы, пени. Акт налогового контроля не содержит обязывающих указаний в отношении проверяемого лица, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности.

Между тем, такой акт является по сути итоговым актом налогового контроля, и поскольку в нем обосновывается факт нарушения налогового законодательства и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма налогового законодательства, определяющая конкретный вид налогового правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию, – является инициирующим процесс производства по делу о налоговом правонарушении.

Таким образом, акт налогового контроля относится к материалам налогового контроля, на основании которых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа решает вопрос о наличии (отсутствии) состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.

При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями налогового органа, имеет право в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 5 статьи 100, пункт 6 статьи 101.4 Кодекса).

(Продолжение следует…)