РУС ENG

О порядке представления налогоплательщиками жалоб в электронной форме

Дата публикации: 11.06.2019 06:25

В налоговых правоотношениях существует специальный механизм защиты прав налогоплательщиков – досудебный порядок обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц. Порядок подачи жалобы и требования к ее оформлению регламентированы статьями 139, 139.1 и 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В частности, жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

Наряду с традиционными способами подачи жалобы на бумажном носителе (лично или по почте) предусмотрена возможность  направления жалобы в электронной форме, а именно через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России, либо посредством электронного документооборота с налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Преимуществом подачи жалобы в электронной форме является сокращение временных и финансовых затрат, связанных с пересылкой корреспонденции, а также отсутствие необходимости личного посещения налоговой инспекции.

Необходимо обратить внимание, что для направления жалобы в электронной форме пользователю указанного выше личного кабинета, либо программного обеспечения по направлению электронных документов по ТКС необходимо использовать электронную подпись (квалифицированный сертификат ключа электронной подписи). Если жалоба, направленная в электронной форме, не будет подписана электронной подписью заявителя, данное обстоятельство будет являться основанием для оставления такой жалобы без рассмотрения.

В последнее время электронный документооборот активно внедряется в практику досудебного урегулирования налоговых споров. В 2018 году электронной формой обращения с жалобой в налоговые органы Приморского края воспользовались 21% заявителей, за 5 месяцев 2019 года – 28%.