РУС ENG

О возможности снижения штрафных санкций и эффективного разрешения налоговых споров в процессе рассмотрения материалов проверки

Дата публикации: 06.12.2012 03:00 (архив)

В статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого налогоплательщика – будь то организация или гражданин, платить законно установленные налоги и сборы.
Однако, может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик допускает ошибки при начислении или уплате какого-либо налога, например, неверно рассчитав сумму налога или несвоевременно представив налоговую декларацию. Это означает, что налогоплательщик нарушил российское законодательство в сфере налогообложения, то есть совершил налоговое правонарушение.
 
Мерой этой ответственности за нарушение налогового законодательства, в соответствии со ст. 114 НК РФ, служит санкция, применяемая в виде денежных взысканий, другими словами - штраф. Размер штрафа за различные виды правонарушений определен в главе 16 НК РФ.
 
Соответственно, выявляя факты совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений инспекции по результатам контрольной работы доначисляют соответствующие штрафы. Но это еще не означает, что налогоплательщику придется уплатить именно ту сумму штрафа, которая указана в соответствующей статье НК РФ.
 
В частности, нормы налогового законодательства, а именно – положения ст.114 НК РФ, позволяют Инспекции уменьшить  суммы штрафа, в зависимости от наличия смягчающих обстоятельств в действиях организации или гражданина при совершении налогового правонарушения. Эти смягчающие и обстоятельства обозначены в ст. 112 НК РФ.
 
Приведенные нормы Кодекса о снижении санкций вследствие наличия смягчающих обстоятельств широко применяются налоговыми органами Приморского края на практике, в связи с чем возникла необходимость разъяснения налогоплательщикам края о порядке снижения налоговыми органами штрафа.
 
Следует отметить, что ст.114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. Максимальный размер снижения не установлен. Другими словами, грамотно применив нормы налогового законодательства, налогоплательщик может в разы уменьшить расходы на уплату штрафов.
 
Как налоговым органом устанавливаются факты наличия смягчающих обстоятельств? Данный вопрос решается налогоплательщиками с инспекциями, прежде всего на стадии рассмотрения материалов проверок – выездных или камеральных. Рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
 
Ходатайство может подаваться в свободной форме, но при этом оно должно содержать конкретную информацию об обстоятельствах, которые могут смягчить ответственность.
 
Какие же обстоятельства налогоплательщик может указать в качестве смягчающих?
 
Исходя из статьи 112 НК РФ к обстоятельствам, смягчающим ответственность могут относится:
 
  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Формулировка «иные обстоятельства» свидетельствует о том, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым.
 
Например, при рассмотрении как налоговыми так и судебными органами в качестве смягчающих ответственность учитываются  следующие обстоятельства:
 
  • характер и значение деятельности налогоплательщика (бюджетное учреждение, не имеющее специальной статьи дохода для уплаты штрафов, градообразующие и иные предприятия, выполняющее социальные программы, направленные на предоставление социальных благ и гарантий населению);
  • тяжелое финансовое положение;
  • отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
  • самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
  • правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
Но подаваемые ходатайства не всегда могут быть рассмотрены в пользу налогоплательщиков. Снижение может быть применено, если будет доказано, что тяжелые обстоятельства повлекли за собой невозможность исполнения (исполнения в полном объеме) налоговых обязательств. При этом заявляя ходатайство о снижении штрафа, налогоплательщик должен подтвердить обстоятельства, на которые ссылается в качестве смягчающих ответственность, представив заверенные должным образом копии соответствующих документов.
 
Например, тяжелое финансовое положение организации (предпринимателя) можно подтвердить копиями финансовых документов, указывающих на наличие убытков, непогашенных кредитов, расходов по исполнительным листам, отсутствие ликвидного имущества.
 
Тяжелое финансовое положение физического лица может подтверждаться сведениями о полученных им доходах (отсутствии доходов), наличии иждивенцев (с представлением соответствующих документов, например – свидетельств о рождении, если речь идет о несовершеннолетних детях), копиями непогашенных кредитных договоров (с указанием сроков погашения), других документов.
 
В качестве иных обстоятельств, которые могут считаться смягчающими ответственность физического лица может считаться, например, временная нетрудоспособность или другие тяжелые обстоятельства в момент совершения правонарушения, что должно подтверждаться соответствующими медицинскими справками, больничными листами, другими документами.
 
То есть в целях эффективного урегулирования налоговых споров налогоплательщику необходимо предоставлять в налоговый орган соответствующие ходатайства, не забывая подтверждать документально те обстоятельства, на которые он ссылается.
 
Следует отметить, что как правило любой налоговый спор возникает тогда, когда налогоплательщик не в полном объеме предоставляет в инспекцию документы, необходимые налоговому органу для осуществления налогового контроля.
 
Обычно основу налоговой проверки составляет анализ документов (ст. ст. 88, 89 НК РФ). В их числе: документы, которые представил сам налогоплательщик (налоговая и бухгалтерская отчетность, документы, прилагаемые к налоговой отчетности, и т.п.), и документы, которые налоговики специально истребуют или изымают в ходе проверки у налогоплательщика (ст. ст. 93 НК РФ) – это первичные бухгалтерские и налоговые документы, договоры, бухгалтерские и налоговые регистры и т.п.
 
Отсутствие документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, может повлечь привлечение организации к налоговой ответственности за грубое нарушение правил учета по п. 1 или п. 2 ст. 120 НК РФ. А в случае искажения налоговой базы организации грозит доначисление налогов, пеней и штрафа по п. 3 ст. 120 или ст. ст. 122, 123 НК РФ в зависимости от квалификации правонарушения.
 
Во избежание разногласий с налоговым органом налогоплательщикам еще на стадии проведения проверки и рассмотрения ее материалов (при подаче возражений) следует представлять налоговому органу необходимые документы и пояснения. Необходимо пояснить, что при хранении документов налогоплательщикам нужно руководствоваться следующими правилами.
 
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, если они не указаны в Перечне сроков хранения, хранят пять лет (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Прочие документы, которые так или иначе связаны с исчислением и уплатой налогов и могут потребоваться для объективного разрешения спорных ситуаций, необходимо хранить четыре года (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
 
В целях обеспечения сохранности документов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса, и представления их в установленном порядке в налоговый орган соответствующие документы, в случае их утраты налогоплательщиком, должны быть восстановлены. В целом, для исключения необоснованных претензий со стороны налоговых органов, при утрате документов налогоплательщику следует предпринять все зависящие от него усилия по восстановлению документов, своевременно уведомив об этом налоговый орган.
 
Обеспечение сохранности и своевременного представления в налоговый орган всех необходимых документов в ходе проверки позволит налогоплательщикам в короткие сроки разрешать возникающие налоговые споры не доводя их до суда, избегая тем самым дополнительных временных затрат и судебных расходов.

Резюмируя все вышеизложенное, можно отметить, что полнота и своевременность предоставления налогоплательщиком всех необходимых документов в инспекции, является залогом эффективного разрешения налогового спора еще до его возникновения.