Об изменениях в законодательстве о досудебном урегулировании налоговых споров с 01.01.2014

Дата публикации: 25.12.2013 01:26 (архив)

Федеральный закон от 02.07.2013 №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступивший в силу 03.08.2013, существенно изменил порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Одно из важнейших изменений – введение обязательности досудебного порядка разрешения налогового спора в вышестоящем налоговом органе.

Так, исходя из положений пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 №153-ФЗ и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц с 01.01.2014 могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Напомним, что до 01.01.2014 обязательный досудебный порядок установлен только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьей 101 части первой Налогового кодекса РФ, а именно решений, принятых по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. При этом оспаривание иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий (бездействия) их должностных лиц осуществлялось в соответствии с порядком, выбранным налогоплательщиком самостоятельно: в досудебном или в судебном порядке.

Начиная с 01.01.2014 обязательность соблюдения заявителями досудебного порядка урегулирования налоговых споров с налоговыми органами распространяется как на результаты налоговых проверок, так на иные формы налогового контроля, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц. Так, в досудебном порядке могут быть также обжалованы решения налоговых органов, принятые по делам о налоговых правонарушениях в порядке, установленном статьей 101.4 Налогового кодекса РФ, или, например, действия (бездействие) налоговых органов в таких вопросах, как начисление и взыскание налогов (сборов, пеней и штрафов), осуществление зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм и др.

Таким образом, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. При этом порядок обжалования, действующий с 01.01.2014, по общему правилу является досудебным – то есть предполагающим возможность урегулирования спорной ситуации не доводя дело до суда путем подачи налогоплательщиком соответствующей жалобы (апелляционной жалобы) для рассмотрения в вышестоящем налоговом органе.

Необходимо отметить, что из указанного общего правила есть исключения.

Во-первых, решения, вынесенные региональными управлениями Федеральной налоговой службы (УФНС) по итогам рассмотрения жалоб (в том числе апелляционных), налогоплательщик вправе не оспаривать в вышестоящем органе (ФНС России). В случае несогласия с решением УФНС по жалобе организация или физическое лицо, в соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ, вправе сразу обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.

Во-вторых, ненормативные акты, принятые ФНС России, а также действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются только в судебном порядке.

В-третьих, предусмотренный Налоговым кодексом РФ обязательный досудебный порядок не распространяется на обжалование, специальный порядок которого предусмотрен иными федеральными законами: например, обжалование постановлений по делу об административном правонарушении (глава 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях), ненормативных актов (действий, бездействия) налогового органа, принятых (совершенных, допущенных) при осуществлении функций по реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и др.

Если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято региональным управлением ФНС России в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ, досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным. В данном случае налогоплательщик вправе подать иск в суд.

Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (пункты 2 и 3 статьи 138 Налогового кодекса РФ).

Необходимо отметить, что несоблюдение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации досудебного порядка обжалования может повлечь невозможность рассмотрения налогового спора судом. Так, положениями процессуального законодательства (в частности, пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статья 222 Гражданского процессуального кодекса РФ) предусмотрено, что соответствующий суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Таким образом, установление обязательности досудебной стадии призвано обеспечить более оперативное, менее формализованное и затратное (в сравнении с судебным процессом) разрешение всех налоговых споров. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.