ENG

Приморский край: инвестиции и налоги

25 Приморский край

Дата публикации: 09.01.2013

Издание: Журнал Бюджет №12 (120) декабрь 2012г.
Тема: Инвестиционные проекты
Источник:  www.bujet.ru

Галина Васильевна КОЛЕСНИКОВА, руководитель Управления ФНС России по Приморскому краю, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Федеральный бюджет на 2013-2015 годы составлен с учетом новых бюджетных правил. Он уже не ориентирован на доходы от нефтегазового комплекса и должен формироваться в большей степени по иным источникам. На первый план выходит правильная оценка налоговой базы (потенциала) региона. Рассматривая налоговый потенциал региона как максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, обязательно следует принимать во внимание социально - экономические особенности региона.

В статье «Об основных аспектах расчета налоговой базы», опубликованной в «Налоговом вестнике» еще в 1999 году, ее авторы Р.А. Саакян и А.Д. Мельник писали, что в расчет налоговой базы должны в первую очередь включаться показатели, оказывающие ключевое влияние на ее формирование, такие, как:

·                    место и роль региона в общей системе хозяйства России;

·                    специализация региона по отраслям хозяйства, особенности размещения и функционирования основных отраслей хозяйства;

·                    численность населения региона, доля городского населения (коэффициент урбанизации);

·                    валовой региональный продукт в разрезе основных отраслей;

·                    объем выпуска промышленной продукции в физическом и денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

·                    финансово - экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, количество прибыльных и убыточных предприятий;

·                    уровень и динамика заработной платы (информация о задолженности по заработной плате позволяет определить выпадающие доходы бюджета по подоходному налогу);

·                    крупнейшие налогоплательщики региона;

·                    объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона (для прогноза сумм возмещения НДС предприятиям - экспортерам).

Инвестиционные проекты Приморья

Не последнюю очередь на налоговый потенциал оказывает влияние создание новых производств и развитие экономики края в целом. На сегодняшний день в Российской Федерации четко оформилась государственная политика, направленная на ускоренное развитие Дальнего Востока и Прибайкалья, подкрепленная значительными финансовыми ресурсами и сформулированная в документе "Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года".

В Приморском крае реализуются 69 инвестиционных проектов общей стоимостью более 100 млрд. долл. В крае определены инвестиционные приоритеты по 6 направлениям: газонефтехимический кластер, энергопроизводственный, морской, транспортно-логистический, формирование Владивостокской агломерации, развитие секторов экономики. В газонефтехимическом секторе компанией «Роснефть» ведется строительство нефтехимического комплекса, который включает производство моноэтиленгликоля, полиэтилена, полипропилена, альфа-олефины. Стоимость проекта оценивается в 173,2 млрд. рублей. ОАО «Газпром» планирует приступить к строительству газотранспортной системы «Якутия-Хабаровск-Владивосток», что предусматривает строительство заводов по переработке и сжижению природного газа. Общая стоимость инвестиций оценивается в 500,0 млрд. рублей.

В рамках энергопроизводственного сектора предлагаются проекты строительства Находкинской ТЭЦ (на природном газе) и Уссурийской ТЭЦ (на буром угле), общей стоимостью около 40 млрд. рублей. В морском секторе – создание судостроительных верфей (на базе ОАО «Дальневостосточный завод «Звезда» совместно с корейской судостроительной компанией реализуется проект создания верфи по производству крупнотоннажных танкеров ледового класса). Стоимость проекта в стадии уточнения. В рамках транспортно-логистического кластера реализуются проекты по модернизации автомобильных дорог, развитию воздушного транспорта (построен международный аэропорт), морской фасад (включая портовые сооружения и портовую инфраструктуру), общей стоимостью 31,7 млрд. рублей. В рамках формирования Владивостокской агломерации, действует программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Программой предусмотрены строительство и реконструкция объектов, обеспечивающих возможность проведения крупных международных мероприятий, в т.ч. саммита АТЭС, развитие транспортной инфраструктуры, развитие коммунальной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, перебазирование соединений Министерства обороны России с территории, вводимой под гражданские нужды.

Администрация Приморского края выступает Государственным заказчиком 17 объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур саммита АТЭС с общим объемом финансирования на весь период реализации программы 83,9 млрд. рублей. Три объекта введены в эксплуатацию еще в 2010 году, четыре сданы в 2011 году, в 2012 году сданы 10.

В направлении развития секторов экономики активно идет модернизация отраслей агропромышленного, лесного, рыбохозяйственного комплексов. Здесь действуют две программы. Первая - «Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае на 2008-2012 годы». Объем ее финансирования составляет 14,2 млрд. рублей. В настоящее время в крае ведется строительство нескольких животноводческих комплексов, общей стоимостью 4,5 млрд. рублей. Вторая - «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах». В рамках реализации данной программы ведется строительство, реконструкция и модернизация рыбохозяйственного комплекса. Объем финансирования составляет 61,8 млрд. рублей.

Размер иностранных инвестиций в экономику края за 2011 год составил 114,8 млн. долл., или 100,5% к уровню 2010 года. Успешные проекты с участием иностранных инвесторов реализуются в разных секторах. В лесоперерабатывающей отрасли ОАО «Тернейлес» при участии японской компании «Сумимото Корпорэйшн» построены и введены заводы ЗАО «СТС Текновуд», ЗАО «ПТС «Хардвуд», обеспечивающие поставки отделочных и клееных пиломатериалов для домостроения. В автомобилестроении активно продолжается реализация проекта SOLLERS. Как известно, автомобили Mazda уже выпускаются, сейчас монтируется конвейер и завозятся комплектующие для завода Toyota. В сфере туризма, реализуется крупнейший проект – интегрированная развлекательная зона, предполагаемый объем инвестиций не менее 55,0 млрд. рублей.

Инвестиции как фактор роста налоговой базы

Выполнение всех этих программ налогоплательщиками требует повышенного внимания со стороны налоговых органов и на первый план выходит задача полноты учета налоговой базы, в частности ее прироста от вложения инвестиций в расширение или создание новых производств. Как минимум инвестиции неизменно должны давать бюджету прирост налога на прибыль, НДС и налога на имущество. Инвесторы, расширяющие и развивающие новые производства, вводящие основные фонды увеличивают налоговые платежи в бюджет, в том числе краевой. Это позволяет, в частности, финансировать социальные программы.

Так, например за 2010 год поступления от налога на имущество организаций в краевой бюджет составили 3, 5 млрд. руб., за 2011 год – 4,0 млрд. руб., что на 14% больше по отношению к предыдущему году. Это объясняется увеличением налоговой базы в связи с приобретением плательщиками имущества, а также вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства (для проведения Саммита АТЭС). За 10 мес. 2012 года в краевой бюджет поступило 3,7 млрд. руб. налога на имущество организаций, что на 8% больше аналогичного периода прошлого года (10 мес. 2011 г. – 3,4 млрд. рублей). За 2011 год поступления платежей в консолидированный бюджет по строительной отрасли составили 7,9 млрд. руб. (12,9% от общего объема поступлений), что выше поступлений 2010 года на 14,0% (в 2010 г. поступило около 7,0 млрд. рублей).Таким образом, реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие Дальнего Востока и Приморского края, приводит не только к увеличению рабочих мест, но и повышает налоговый потенциал региона.