Решения по жалобам

Дата публикации: 20.03.2020

Дата решения: 10.01.2020

Номер решения: СА-4-9/76@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 427 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Определение количества направляемого на переработку нефтяного сырья в целях исчисления акциза 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Для исчисления акциза количество нефтяного сырья, направляемого на переработку, определяется в единицах массы нетто в тоннах независимо от налогового периода. 

Позиция налогоплательщика: С учетом положений статьи 5 НК РФ изменения в исчислении акциза на нефтяное сырье в единицах массы нетто в тоннах (без учета массы балласта – воды, солей, механических примесей), внесенные 20.03.2019 в Порядок определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье, утвержденный приказом Минэнерго России от 20.12.2018 № 1188, действуют начиная с 01.06.2019. 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Пунктом 15 статьи 187 Кодекса установлено, что налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса, определяется как количество направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в натуральном выражении, определенное по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья.

Согласно пункту 8 статьи 193 Кодекса ставка акциза на нефтяное сырье определяется налогоплательщиком за 1 тонну по формуле, установленной данным пунктом. При этом при расчете ставки акциза на нефтяное сырье применяется удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья, при определении которого используются, в частности, величина, характеризующая количество нефтяного сырья (Vнс), направленного на переработку.

На основании пункта 27 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с пунктом 27 статьи 200 Кодекса, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 Кодекса подакцизным товаром признается нефтяное сырье. Нефтяным сырьем в целях главы 22 «Акцизы» Кодекса, признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:

нефть;

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/м3 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/м3);

мазут.

Таким образом, каждый компонент нефтяного сырья, перечисленный в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 Кодекса, в том числе нефть, должен состоять исключительно из смеси углеводородов.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.595-2004 устанавливает общие требования к методикам выполнения измерений массы нефти товарной и нефтепродуктов и использует следующие определения. Масса нетто товарной нефти: разность массы брутто товарной нефти и массы балласта; масса балласта: общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти; масса брутто товарной нефти: масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858-2002.

Учитывая, что компонент нефтяного сырья - нефть, в целях определения количества нефтяного сырья (Vнс) в целях исчисления акциза, должна состоять исключительно из смеси углеводородов, наличие в ней массы балласта (общей массы воды, солей и механических примесей) не соответствует положениям подпункта 13.1 пункта 1 статьи 181 Кодекса.

Из Решения следует, что в налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за май 2019 года по коду вида подакцизного товара «678» отражен объем нефтяного сырья, направленного в переработку, в количестве 3 205 572,879 тонн.

В ходе анализа документов, представленных Обществом, Межрегиональной инспекцией установлено, что объем нефтяного сырья, использованного для переработки в мае 2019 года, составляет 3 203 915,111 тонн.

Таким образом, Заявителем при расчете суммы исчисленного акциза и суммы налогового вычета неверно определен объем нефтяного сырья, направленного в переработку, что свидетельствует о завышении сумм акциза, подлежащих к возмещению из бюджета.

Межрегиональной инспекцией в адрес Общества направлено требование о представлении пояснений.

Обществом представлены пояснения, согласно которым количество нефтяного сырья, направленного на переработку, определялось в соответствии с приказом Минэнерго России от 20.12.2018 № 1188 в массе брутто в тоннах.

По мнению Межрегиональной инспекции, Налогоплательщиком при расчете суммы исчисленного акциза и суммы налогового вычета Общество должно было определить количество нефтяного сырья в единицах массы нетто в тоннах, определяемой как разность массы брутто товарной нефти и балласта, а не в массе брутто, в тоннах, как это сделано Обществом.

Указанное обстоятельство послужило основанием для уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах акциза на сумму 2 467 026 рублей.

Федеральная налоговая служба указанную позицию Межрегиональной инспекции считает правомерной, поскольку приказ Минэнерго России от 20.12.2018 № 1188 в части необходимости определения количества направляемого на переработку нефтяного сырья в массе брутто противоречит положениям Кодекса.

Письмом Минфина России от 01.03.2019 № 03-06-06-01/13318 сообщалось, что Минэнерго России проводится работа по изменению пункта 3 Порядка определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье, утвержденного приказом Минэнерго России от 20.12.2018 № 1188, в части определения количества нефтяного сырья (Vнс) в единицах массы нетто.

Приказом Минэнерго России от 20.03.2019 № 256 в вышеуказанный приказ были внесены изменения в абзац первый пункта 3 Порядка определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье, слова «в массе брутто» заменены словами «в единицах массы нетто», согласно которым приказ приведен в соответствие с действующим законодательством, в том числе с нормами Кодекса.

Кроме того, из материалов камеральной налоговой проверки следует, что в соответствии с договорами поставки нефти, заключенными с Обществом, прием товара покупателем производится в количестве равном весу товара нетто по сопроводительным (отправленным) документам продавца.

Учитывая изложенное, вывод Межрегиональной инспекции о том, что Обществом в нарушение статей 182, 187, 193, 200 Кодекса неправомерно завышена сумма акциза на нефтяное сырье, предъявленная к возмещению из бюджета за май 2019 года в размере 2 467 026 рублей, является обоснованным и соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

При указанных обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России