ENG

Поправки к закону о банкротстве и в КоАП помогут взыскивать долги по налогам с конечных бенефициаров

Дата публикации: 28.07.2017 11:00 (архив)

До недавнего времени многим банкротам удавалось уклониться от выплат по налогам, при этом связанные с ними лица не несли за это материальной ответственности. Теперь у налоговой службы появятся новые инструменты взыскания задолженности.

Большая часть дел о банкротствах не давала ожидаемого экономического эффекта. В ситуации полного отсутствия активов в банкротстве право взыскания неполученного долга с контролирующего лица (так называемая субсидиарная ответственность) могло бы стать источником пополнения конкурсной массы. Но вся субсидиарная ответственность сводилась к получению заведомо неисполнимого судебного акта о взыскании задолженности с номинального менеджера бизнеса. В этой ситуации истинно виновные лица уходили от ответственности.

Принятие поправок позволит повысить роль суда в сборе доказательств и задействовать обеспечительные механизмы сохранности активов лиц, злоупотребления которых причинили убытки кредиторам. Новый закон позволит налоговым органам обращаться в суд по вопросу наложения ареста не только на собственное имущество ответчика, но и на активы подконтрольных ему лиц. Кредиторы теперь также смогут инициировать субсидиарную ответственность на любой стадии банкротства. Раньше нужно было дожидаться конкурсного производства — а к этому моменту могло пройти несколько лет, за которые активы бенефициара и доказательства просто исчезали.

Важно, что уточнено и понятие «контролирующие лица» — для исключения возможностей ухода от такого статуса реальных бенефициаров должника, виновных в причинении ущерба кредиторам.

Новые нормы направлены на преодоление практики избегания субсидиарной ответственности за счет ее покупки аффилированными лицами за копейки. Кредитор сможет, не дожидаясь подобных торгов, перевести на себя право требовать возмещения ущерба от ответчика. Либо требовать от арбитражного управляющего добиваться исполнения судебного акта через пристава.

Новый закон изменит поведение должников, и долги будут платиться без банкротства или в принципе не будут формироваться под угрозой личной ответственности. Чем меньше будет уверенности в удачном уходе от долгов, тем больше будет мотивации исполнять обязательства, тем больше будет доверия в бизнесе.

На данный момент налоговая служба дифференцирует категории банкротов. В зависимости от ситуации применяются разные методики. С теми, кто действительно попал в трудное финансовое положение и хочет сохранить бизнес, налоговая служба готова заключать мировые соглашения. Но в случае осознанного выбора банкротства как средства списания долгов работа ведется иными способами. Если очевидны попытки сокрытия источника погашения долгов: они выводятся, оформляются на других лиц, чтобы на основании ограничения ответственности юридического лица уклониться от уплаты долгов, — тогда и вступает в действие арсенал противодействия злоупотреблениям от взыскания с зависимых лиц по Налоговому кодексу, оспаривания сделок и привлечения к субсидиарной ответственности до механизмов уголовного преследования.

В новом законе впервые на законодательном уровне сделан шаг по противодействию аффилированным должнику лицам, пытавшимся влиять на эффективность привлечения к субсидиарной ответственности за счет размытия реестра требований кредиторов. Есть уже и первые шаги в практике Верховного суда. Общая позиция суда — это недопустимость злоупотреблений за счет искусственного генерирования долга должника перед учредителем за счет мнимых сделок. Исключение таких негативных проявлений позволит повысить погашение задолженности перед добросовестными кредиторами.

Однако изменения в законодательстве не ухудшат положение налогоплательщиков. Российская практика развивается в тренде развития мирового права. Основная цель – привлечь к ответственности за злоупотребления не подставное лицо, а того, кто действительно принимает решения и получает доходы от неисполнения обязательств перед кредиторами. Такой подход только улучшит положение добросовестных налогоплательщиков.