ENG

Информация для налогоплательщиков по оставлению жалоб без рассмотрения

Дата публикации: 22.05.2013 17:05 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Может ли вышестоящий налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения (ст. 140 НК РФ).
Из положений ст. 140 НК РФ следует, что при рассмотрении жалобы на решение инспекции вышестоящий налоговый орган может:

оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В НК РФ прямо не указано на право вышестоящего налогового органа оставить жалобу налогоплательщика без рассмотрения.

Вместе с тем, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрены требования к письменным обращениям граждан.

Также, Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» установлены требования к письменным обращениям, которыми предусмотрено обязательное наличие подписи физического лица, руководителя или уполномоченного представителя, представившего обращение, печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, а не на бланке организации и иные основания.

При нарушении выше указанных требований по написанию и оформлению жалоб, данные жалобы оставляются без рассмотрения.

Указанное подтверждается сформированной судебной практикой в Дальневосточном федеральном округе:

- согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009 письмо вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы налогоплательщика без рассмотрения признано правомерным. Суд отметил, что согласно п. 2 ст. 140 НК РФ может быть вынесено одно из решений, определенных данной нормой. При этом жалоба должна быть рассмотрена по существу.

В данном случае вышестоящий налоговый орган не рассматривал жалобу по существу заявленных требований. В связи с этим у нее отсутствовали основания для принятия соответствующего решения. Жалоба налогоплательщика возвращена, в связи с тем, что ее заявило неуполномоченное физическое лицо;

- согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 № Ф03-7507/2009 по делу № А51-2620/2009 решение вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы налогоплательщика без рассмотрения признано правомерным. К такому выводу суд пришел на основании того, что приложенная к жалобе ксерокопия доверенности представителя налогоплательщика не была заверена в установленном порядке.