С 1 января текущего года отдел досудебного аудита УФНС России по Хабаровскому краю переименован в отдел по досудебному урегулированию налоговых споров. Данное переименование приводит название этого отдела к более точному отражению сути его работы.
Основной целью работы подразделений налогового аудита в системе налоговых органов является совершенствование административных процедур по рассматриванию налоговых споров на различных уровнях, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов. Обеспечение данных целей обусловлено решением задач по созданию условий для реализации прав налогоплательщиков, их информированию, а также анализом причин возникновения налоговых споров и принятию мер по их исключению.
Эффективность досудебного урегулирования споров оценивается показателем соотношения числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренным в досудебном порядке (вышестоящим налоговым органам), к числу заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами.
В 2009 году рассмотрено 810 жалоб, принято 472 решения судов первой инстанции.
В 2010 году рассмотрено 570 жалоб, принято 376 решений судов первой инстанции.
В 2011 году рассмотрено 428 жалоб, принято 269 решений судов первой инстанции.
В 2012 году рассмотрена 391 жалоба, принято 232 решения судов первой инстанции.
Указанные данные говорят о положительной тенденции по снижению количества жалоб налогоплательщиков и исков в суды.
Преимущества урегулирования спора в досудебном порядке очевидны:
-оперативное разрешение спора;
-отсутствие уплаты государственной пошлины и несения судебных издержек, в частности, на оплату услуг представителя и т.д.;
-жалоба или возражения подаются в свободной форме;
-жалоба или возражения не могут быть оставлены без движения;
-подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает право налогоплательщика впоследствии обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.
Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров позволяет лучше понять логику налогового органа и более эффективно разрешить возникший конфликт, не доводя его до суда.
Необходимо отметить, что рассмотрение всех жалоб Управлением проводится объективно, здесь недопустимо идти по пути «защиты мундира», ведь каждый последующий проигрыш в суде по делу, ранее рассмотренному по жалобе, становится поводом для тщательного анализа, а в некоторых случаях и служебных проверок, как со стороны руководства Управления, так и ФНС России.
Об объективности работы отдела по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствуют и следующие цифры.
В 2009 году 123 жалобы рассмотрено в пользу налогоплательщика – полностью, 214 жалобы рассмотрено в пользу налогоплательщика – частично.
В 2010 году 78 жалоб рассмотрено в пользу налогоплательщика – полностью, 145 жалоб рассмотрено в пользу налогоплательщика – частично.
В 2011 году 62 жалобы рассмотрено в пользу налогоплательщика – полностью, 99 жалоб рассмотрено в пользу налогоплательщика – частично.
В 2012 году 104 жалобы рассмотрено в пользу налогоплательщика – полностью, 86 жалоб рассмотрено в пользу налогоплательщика – частично.