ENG

Применение обеспечительных мер налоговыми органами

Дата публикации: 10.05.2017 03:35 (архив)

По результатам налоговых проверок налоговые органы вправе принимать обеспечительные меры, предусмотренные ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Решение о принятии обеспечительных мер принимается налоговыми органами только при наличии достаточных оснований полагать, что их непринятие затруднит или сделает невозможным взыскание в бюджет недоимки, пени и штрафов.

Основаниями для принятия обеспечительных мер могут быть:

- непогашение налогоплательщиком задолженности по ранее возникшим налоговым обязательствам;

- участие в схемах уклонения от уплаты налогов;

- нехарактерное резкое увеличение краткосрочных обязательств в период проведения налоговой проверки;

- массовый вывод активов;

- фактическое отсутствие налогоплательщика по юридическому адресу (адресу местонахождения);

- миграция налогоплательщика в другой регион и другие обстоятельства.

Существуют два вида обеспечительных мер:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до исполнения решения по результатам налоговой проверки (т.е. до уплаты (взыскания) начисленных сумм в бюджет), либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Стоит отметить, что обеспечительные меры, накладывая определенные ограничения на право распоряжения имуществом, не ограничивают право налогоплательщика на пользование этим имуществом и являются временной мерой.