ENG

О результатах массового направления в 2022 году сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов за 2021 год

27 Хабаровский край

Дата публикации: 29.08.2022

Издание: Газета "Верное решение" №5 от 20.08.2022
Тема: Об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов за 2021 год
Источник:  https://www.consultant-dv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/

С 2021 года снижена административная нагрузка на налогоплательщиков - организаций.

Отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие периоды в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Налоговые органы самостоятельно исчисляют указанные налоги.

По результатам массовой кампании рассылки направления Сообщений юридическим лицам в мае текущего года в целях обеспечения полноты уплаты транспортного налога для верификации платежей, поступивших за соответствующий налоговый период, организациям направлено порядка 4,5 тысяч (4431) сообщений по транспортному налогу и более 4 тысяч (4349) сообщений по земельному налогу.

Необходимо отметить, что направление налогоплательщику сообщения об исчисленной налоговым органом сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный налог и земельный налог и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной налоговым органом сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Сообщение об исчисленной сумме налога составлено на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе на основе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков, сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств: т.е. от управления Росреестра, ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и других органов(п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ).

При этом, исходя из положений п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 Кодекса до направления сообщения об исчисленной сумме налога и в любой момент после его получения налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются для формирования сообщения об исчисленной сумме налога.

Вместе с тем, в крае сверку провели 15,7 % по транспортному налогу, 13,0 % по земельному налогу организаций.

Сообщения передаются налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств и земельных участков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае невозможности передачи указанными способами сообщения направляются по почте заказным письмом или могут быть переданы руководителям организаций (их представителям) лично под расписку.

По общему правилу направление сообщения об исчисленной сумме налога будет осуществляться по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога, то есть когда налогоплательщик должен был исполнить обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам.

Сроки направления сообщений (п. 4 ст. 363 НК РФ) варьируются в различных ситуациях.

По общему правилу Сообщение направляется в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период.

В отдельных случаях подпунктами 2,3 п. 5 ст. 363 НК РФ (в редакции Закона № 63-ФЗ) предусмотрены сокращенные сроки направления Сообщения:

-не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;

- не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации;

- не позднее одного месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу по истечении каждого отчетного периода, подлежащего уплате организацией, которой передано (направлено) сообщение об исчисленной сумме налога в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта.

Ситуация

Срок направления сообщения

Наличие у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного или земельного налогов

В течение десяти дней после составления сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период

Получение налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды

Не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом соответствующих документов и (или) иной информации

Ликвидация организации

Не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Далее не позднее одного месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу по истечении каждого отчетного периода, подлежащего уплате организацией

 

Если налогоплательщик не согласится с суммой начисленного в сообщении налога к уплате, то он вправе представить в налоговый орган пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, а также обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога. Отмечу, что это право налогоплательщика, а не его обязанность.

Представленные пояснения и документы будут рассмотрены налоговыми органами, и о результатах налогоплательщик будет проинформирован.

При наличии у налогоплательщика-организации налоговых льгот в размере суммы транспортного налога или суммы земельного налога сообщение о сумме транспортного налога или сообщение о сумме земельного налога формироваться не будет.

В случае если по результатам рассмотрения пояснений и документов сумма налога, указанная в сообщении, изменится, налоговый орган направит налогоплательщику уточненное сообщение.

Если по результатам рассмотрения пояснений и документов либо при их отсутствии сумма исчисленного налога в сообщении превысит сумму уплаченного налога, то налоговый орган выявит недоимку и будет ее взыскивать в общеустановленном порядке (ст. 70 НК РФ).

Сроки урегулирования разногласий приведены в следующей таблице:

 

Процедура согласования разногласий

Срок урегулирования разногласий

Направление налогоплательщиком в налоговый орган пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога, в том числе в случае несоответствия уплаченной суммы налога сумме налога, указанной в сообщении, за соответствующий период

В течение двадцати дней со дня получения сообщения

Рассмотрение налоговым органом представленных пояснений и документов

В течение одного месяца со дня их получения

Продление срока рассмотрения представленных пояснений и документов в целях получения дополнительных сведений, связанных с исчислением налога. Принять соответствующее решение вправе руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, уведомив об этом налогоплательщика

Не более чем на один месяц

Информирование налогоплательщика налоговым органом о результатах рассмотрения пояснений и документов. В случае если по результатам рассмотрения представленных документов сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное сообщение

В течение десяти дней после составления сообщения

 

Что касается срока, установленного п. 6 ст. 363 НК РФ (20 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога), в течение которого налогоплательщик-организация вправе представить в налоговый орган пояснения и документы в случае разногласий с данными налоговых органов, согласно разъяснениям МИНФИНА рассматриваемый 20-дневный срок для представления пояснений и (или) документов не является пресекательным (Письмо от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Это означает, что и по истечении данного срока налоговый орган обязан будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Кроме этого, налогоплательщик также вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа по результатам рассмотрения представленных им пояснений и (или) документов, связанных с полученным сообщением об исчисленной сумме налога (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В сообщении об исчисленной сумме налога указываются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

В случае возникновения разногласий по вопросу начисления суммы налога будут направляться уточненные сообщения. При перерасчете суммы налога, указанной в ранее переданном (направленном) сообщении о сумме налога, в уточненное сообщение будут включены сведения о перерасчете транспортного или земельного налога в отношении объекта налогообложения, по которому проведен такой перерасчет.

С 1 января 2020 года для налогоплательщиков - организаций введен заявительный порядок представления документов о налоговой льготе (п. 3 ст. 361.1 п. 10 ст. 396 НК РФ дополнен соответствующими положениями), форма заявления о предоставлении налоговой льготы налогоплательщиками-организациями, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Заявление о предоставлении налоговых льгот может быть подано (направлено) в любой налоговый орган.

Для принятия решения о предоставлении льготы налоговый орган должен располагать документами, подтверждающими право на нее за период действия, указанный в Заявлении о льготе.

Если такие документы отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком инициативно, налоговый орган запрашивает их у органов или лиц, которые располагают этими сведениями, исходя из содержания Заявления о льготе.

Запрос налогового органа о представлении необходимых сведений должен быть исполнен в течение 7 дней со дня его получения.

В этот же срок налоговому органу сообщается о причинах неисполнения запроса, после чего он в течение 3 дней обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право последнего на налоговую льготу, и о необходимости представления им подтверждающих документов.

Иными словами, налоговый орган для вынесения положительного решения по итогам рассмотрения Заявления о льготе за весь налоговый период должен располагать соответствующим документальным подтверждением о праве на налоговую льготу в этот период.

В противном случае налогоплательщику будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы за соответствующий период.

Нормы глав 28 и 31 НК РФ не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением Заявления о льготе в течение определенного налогового периода. В то же время необходимо понимать, что в соответствии с п. 4 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ начиная с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) Сообщения.

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, включая результаты рассмотрения Заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот.

В дальнейшем в соответствии с п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения им налоговых льгот, в частности Заявление о льготе за соответствующий период.

Главы 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» НК РФ не устанавливают предельный срок для представления указанного заявления, а также не связывают применение налоговых льгот с обязательным его представлением в течение какого-либо периода.

Заявление о льготе, подаваемое по экстерриториальному принципу в любой налоговый орган, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его получения.

Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 дней в случае направления запроса сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу. О чем уведомляется налогоплательщик.

О результатах рассмотрения заявления о льготе налоговый орган сообщает налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении. Формы таких документов — уведомления о предоставлении налоговой льготы и сообщения об отказе от ее предоставления утверждены приказом ФНС России.

Хотелось бы обратить внимание, что для обеспечения бездекларационного порядка с 2021 года введена новая обязанность для организаций - плательщиков транспортного налога и земельного налога.

В случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме налога, организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в том числе в электронном виде по утвержденным приказом форматам.

Сообщение с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение не представляется в налоговый орган в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и земельного налога в отношении этого объекта или если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в отношении соответствующего объекта налогообложения.

Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу Сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении транспортного средства или земельного участка, по которому не представлено (несвоевременно представлено) Сообщение (п. 3 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

С 01.01.2021 изменилась дата уплаты транспортного и земельного налогов, ее уже не устанавливают определять субъекты РФ и муниципальные образования.

Пунктами 68 и 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ  на федеральном уровне установлен единый срок уплаты этих налогов - 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; а в отношении авансовых платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным.

То есть за первый отчетный период 2022 года авансовые платежи необходимо оплатить не позднее 4 мая (так как с 30 апреля по 3 мая были нерабочие дни), за второй - не позднее 1 августа (так как 31 июля - нерабочий день), за третий - не позднее 31октября.

Массовый расчет земельного и транспортного налога организаций налоговыми органами края осуществлен в мае текущего года.



Татьяна Смертина,
главный государственный налоговый инспектор
отдела налогообложения имущества
УФНС России по Хабаровскому краю