ENG

Взаимное доверие и 0% издержек

27 Хабаровский край

Дата публикации: 27.01.2023

Издание: Деловой журнал "Профиль бизнеса", декабрь 2022
Тема: Инновационные проекты ФНС России
Источник:  /html/sites/www.rn27.nalog.ru/media/2022/PF-12.22.pdf

Абсолютно каждое предприятие и предприниматель в своей деятельности взаимодействует с налоговыми органами, поэтому любого субъекта бизнеса волнует, какие изменения происходят в налоговых органах, как меняются подходы в работе с налогоплательщиками. Об этом и многом другом рассказал Руководитель Управления ФНС России по Хабаровскому краю Сергей Ефремов. 

- Сергей Викторович, расскажите, в каком направлении меняется налоговая служба? Какие внедряются инновационные проекты? На что делается акцент в работе?

- В целом вектор развития налоговой службы определен Манифестом ФНС России. Именно он определяет принципы, на которых до 2030 года будет выстраиваться взаимодействие службы с налогоплательщиками.

Так, например, Манифест провозгласил курс на «100% взаимное доверие и 0% издержек». Это значит, что тратить время на заполнение деклараций, расчёт и уплату налогов – это вчерашний день. Время – самый ценный ресурс и, чтобы сохранить его, необходимо создать среду, в которой служба и налогоплательщики взаимопредсказуемы и доверяют друг другу.

Один из передовых проектов ФНС, отвечающий этим принципам, уже полностью оправдал себя. Речь идет о специальном налоговом режиме – Налог на профессиональный доход. Его введение позволило применить технологии, которые снимают нагрузку по учету с плательщика и переносят ее на ведомство.

Зарегистрироваться в качестве «самозанятого» максимально просто и занимает это всего несколько минут. Нужно скачать приложение «Мой налог», согласиться с правилами и на обработку данных, ввести номер телефона и проверочный код из СМС, выбрать регион, отразить паспортные данные (поднести к документу камеру, которая их считает и перенесет в приложение), сделать селфи. Проверка внесенной информации завершится в течение минуты. После этого можно начинать работать и выдавать чеки. Кроме того, в приложении можно получить справки для работодателей, выезда за границу и для банка.

В Хабаровском крае этот режим действует с июля 2020 года. По  состоянию на 1 октября 2022 в крае зарегистрировано 39 091 «самозанятых», т.е. в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В среднем за месяц количество «самозанятых» увеличивается более чем на 1,5 тысячи человек.

Следующий ключевой проект - этоновый специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН). Он предназначен для ИП и компаний с выручкой до 60 млн рублей и штатом до пяти сотрудников.

В настоящее время он введен в качестве эксперимента в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан (с 1 июля 2022).

Плательщики на АУСН могут выбрать между налогом с оборота со ставкой 8% и налогом с финансового результата со ставкой 20%. При этом налогоплательщикам больше не нужно считать страховые взносы - налог покрывает эту обязанность.

Данная система позволяет ликвидировать 10 форм отчетности и отказаться от заполнения деклараций. ФНС России совместно с банками-партнерами рассчитывают налог на основании данных онлайн-касс и сведений о движении средств по банковским счетам. Результат направляется налогоплательщику, который его уточняет в случае несогласия или оплачивает, если все корректно. По сути, АУСН - первая налоговая система в мире, которая полностью считает налоги с касс и банковских счетов за налогоплательщика.

В корне изменить и упростить модель взаимодействия налогоплательщика и государства позволит Единый налоговый счет.

Сейчас компании при выставлении платежей вынуждены подстраиваться под требования сложной системы бюджетного учета. Пропустить цифру в кодах бюджетной классификации легко, в результате, невыясненные платежи, пени, сверки и зачеты.

Единый налоговый счет позволит унифицировать проведение всех зачетов, а не гонять раздробленные потоки требований и обязательств в обе стороны. Налоговая служба полностью беретна себя функцию распределения налогов по всем видам налоговых обязательств. Клиентам останется один платеж, который будет прозрачно и понятно распределяться между всеми налогами. Как сказал руководитель ФНС России Даниил Егоров: «Наша задача, чтобы люди нам поверили и были абсолютно уверены в прозрачности, точности и четкости функционирования системы».

Современные технологии, которые использует ФНС России в налоговом администрировании, позволяют не только удерживать высокие темпы налоговых поступлений, но и оказывать меры поддержки населению и бизнесу. Так, сроки получения вычетов по НДФЛ в большинстве случаев сократились с трех месяцев до 12 дней. Исключения – когда налогоплательщик ошибся в заполнении декларации или предоставил не все документы.

- Расскажите немного о реорганизации налоговых органов в крае? Как это отразится на налогоплательщиках?

- С 31 октября 2022 года подведомственные налоговые инспекции Хабаровского края реорганизованы путем присоединения к Управлению ФНС России по Хабаровскому краю.

Все функции реорганизованных инспекций теперь будут выполняться Управлением ФНС России по Хабаровскому краю, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности инспекций. 

На месте инспекций созданы обособленные подразделения с операционными залами для предоставления государственных услуг и обслуживания налогоплательщиков.

Сразу хочу отметить, что реорганизация не отразится на правах налогоплательщиков и не скажется на качестве их обслуживания вне зависимости от того, за какой услугой ФНС России они обратятся.

Прием в операционных залах осуществляется с 9:00 до 18:00 без перерыва на обед, пятница с 9:00 до 16:45. По вторникам и четвергам с 9:00 до 20:00.

Обращаю внимание, что с 31 октября при оформлении расчетных документов на уплату платежей, сборов, государственных пошлин, администрируемых налоговой службой, необходимо указывать реквизиты Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю. Юридический адрес будет единый: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41.

Хочу напомнить, что большинство вопросов можно решить дистанционно, воспользовавшись Личными кабинетами налогоплательщиков или интерактивными сервисами на сайте ФНС России www.nalog.gov.ru, которых на сегодня более 70.

Налоговые услуги также можно получить в 96 отделениях МФЦ на территории края и на Портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации. В настоящее время специалистами многофункциональных центров предоставляются 15 услуг ФНС России в режиме «одного окна».

Интересующие вопросы можно уточнить и по бесплатному телефону Единого контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22.

-  С активным внедрением современных технологий в работу органов власти полностью поменялось представление о доступности госуслуг. Ставка делается на электронные способы взаимодействия. Можно ли сегодня говорить, что весь перечень услуг ФНС России может быть оказан в электронном виде? 

- Цифровая экономика предполагает новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг. Сегодня интернет и цифровые технологии проникли во все сферы жизнедеятельности граждан России и ее экономики.

Федеральная налоговая служба не стоит на месте, развивая свои электронные сервисы, мы ведем постоянную работу по созданию максимально удобного процесса общения населения и бизнеса с государством. Служба прикладываетогромные усилия по переводу на полное взаимодействие ФНС и налогоплательщиков в электронную форму. В настоящее время на сайте ФНС России реализовано более 70 интерактивных сервисов, благодаря которым можно решить вопросы практически по всем возникающим жизненным ситуациям.

По-прежнему одним из самых востребованных сервисовостается«Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который постоянно модернизируется, отвечая на запросы налогоплательщика. В сервисе собраны конкретные ситуации, с которыми сталкиваются физические лица в процессе взаимоотношений с налоговым органом. Например, как получить налоговый вычет или что делать, если налог исчислен неправильно или исчислен по неверным данным, или как заявить о дополнительном доходе при продаже имущества, а также вопросы постановки и снятия с учета, получения налоговых льгот и многие другие. Налогоплательщик получает четкие пошаговые инструкции с заполнением всех нужных форм заявлений и документов для решения своего вопроса. Этот тренд реализуется и в других сервисах.

Так, например, оперативно зарегистрировать бизнес поможет онлайн-сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Он позволяет не только быстро встать на учет в налоговый орган, но сделать это без его  непосредственного посещения. В сервисе достаточно заполнить название ООО и адрес, выбрать одну из 36 форм типового устава, подходящий вид деятельности, наиболее выгодный налоговый режим и подписать документы усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). В течение 24 часов на указанную электронную почту придут данные о завершении регистрации компании, и можно начинать работать.