РУС ENG

Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Система прослеживаемости товаров

^К началу страницы

В г. Нур-Султане 29.05.2019 заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Соглашение).

Соглашение о механизме прослеживаемости ратифицировано Федеральным Законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» и направлена нота о завершении процедуры ратификации Соглашения в Евразийскую экономическую комиссию.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара.
  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет утверждаться Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации.

Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:
  • создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
  • подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • обеспечения контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

В целях реализации Соглашения ФНС России разрабатывает национальную систему прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Принципы национальной системы прослеживаемости:
  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из ЕАЭС;

Указанные принципы легли в основу проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».

В настоящее время проект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, ознакомиться с проектом можно на официальном сайте Минфина России.

Ожидаемый срок вступления в силу основных положений: 01.07.2020.

Мер ответственности: 01.01.2021

Эксперимент по прослеживаемости товаров

^К началу страницы

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (далее – Постановление), с 01 июля по 31 декабря 2019 г. на территории Российской Федерации проводится соответствующий эксперимент.

На ФНС России возложены обязанности оператора информационной системы в рамках эксперимента.

Целями эксперимента являются:

  • апробация полноты и достаточности функционирования информационной системы в целях обеспечения противодействия незаконному ввозу и обороту на территории Российской Федерации, включая ввоз и оборот контрафактных товаров, а также для выработки направлений дальнейшего развития механизма прослеживаемости товаров;
  • подтверждение подлинности товаров, стандартизация и унификация процедур учета их оборота на территории Российской Федерации;
  • повышение собираемости таможенных платежей и налогов;
  • оценка эффективности и результативности информационной системы;
  • подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации;
  • определение методики масштабирования информационной системы на товары, не попавшие в прослеживаемость.

В эксперименте могут принять участие заинтересованные лица, совершающие операции с товарами, указанными в приложении к положению постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807, в соответствии с рекомендациями по проведению эксперимента, направленными в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 04.07.2019 № ЕД-4-15/13072@, а также размещенных на сайте ФНС России.

Минфином России разработан и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о продлении эксперимента по прослеживаемости.

Нормативно-правовое обеспечение

^К началу страницы

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

На кого будут распространяться система прослеживаемости товаров? Какие товары подлежат прослеживаемости?

Участие в эксперименте добровольное, в нем могут принять участие налогоплательщики, совершающие операции (импорт, реализация, приобретение, реализация в розницу и т.д.) с товарами, подлежащими прослеживаемости, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2019 № 807.

Предполагается, что указанный перечень товаров будет прослеживаться с 01.07.2020 уже в рамках обязательных требований Федерального закона.

Когда вступит в силу система прослеживаемости?

В соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)», прослеживаемость вступает в силу с 01.07.2020 г.

Не будет ли создаваемая система дублировать систему маркировки?
Маркировка и прослеживаемость схожи по своим целям, но в части реализации они имеют отличия, вот некоторые из них:
  • система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
  • система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
  • система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.
Для чего необходима форма уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕАЭС, если уже существуют похожие формы:
а) статистическая форма учета перемещения товаров;
б) заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.

Приведенные документы используются для различных целей контролирующих органов, отличных от прослеживаемости, как по срокам предоставления, так и реквизитному составу.

Заявление о ввозе является документом, оформляемым при импорте товаров с территории государств-членов Евразийского экономического союза для неплательщиков НДС.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕАЭС – это временное решение, до вступления в силу Соглашения, которое позволит обеспечить целостность национальной системы, путем присвоения ввозимым товарам РНПТ.

Когда Соглашение вступит в силу РНПТ будет передаваться налогоплательщиком экспортером из государства – члена ЕАЭС. Поменяется ли печатная форма счета-фактуры в связи с прослеживаемостью?

Нет. Расширяется только реквизитный состав формат электронного счета-фактуры, который дополнится новыми показателями для целей с прослеживаемости.

Как реализовывать (отражать в счет-фактуре) «комплекты» товаров, если в такой комплект входит товар(ы), подлежащий(е) прослеживаемости?

Счета-фактуры на прослеживаемые товары выставляются отдельно, поэтому «комплект», содержащий товар(ы), подлежащий(е) прослеживаемости, необходимо расформировать на прослеживаемые и непрослеживаемые товары.

Проекты форм, форматов, документов, разрабатываемых для целей прослеживаемости

^К началу страницы

Налоговая декларация по НДС

Проекты форм Проекты форматов Проекты порядка заполнения

Уведомления о ввозе

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Уведомления о перемещении

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Уведомления об остатках

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Отчет об операциях

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Перейти Форум прослеживаемости
Перейти на форум прослеживаемости
Формы и форматы

Проекты форматов, форм и порядки их заполнения для ознакомления