ENG

Наличие данных налогоплательщика в ЕГРЮЛ не оправдывает фиктивную сделку

Дата публикации: 12.10.2020 04:04

В рамках контрольной работы налоговые органы часто сталкиваются с тем, что проверяемые налогоплательщики, которым доначислена сумма налога (например, по НДС), путем исключения из вычетов расходов по фиктивным сделкам с «сомнительными» контрагентами, пытаются доказать реальность этих сделок не документами, подтверждающими реальность сделки, а ссылками на то, что их контрагенты не попали ни в один реестр, где бы можно было увидеть, что они «плохие». При этом некоторые налогоплательщики утверждают, что налоговые органы «виноваты» в том, что сделки заключены именно с этими контрагентами, т.к. данные о них занесены в ЕГРЮЛ.

Обращаем внимание, что подобные аргументы не могут быть приняты. Регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и налоговый орган во время регистрации юридических лиц не определяет характер их дальнейшей деятельности. Запись в ЕГРЮЛ сама по себе не подтверждает реальность сделок с зарегистрированным лицом.

Кроме того, согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе, лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Следовательно, в бухгалтерский учет налогоплательщика могут быть внесены только документы, подтверждающие достоверность факта хозяйственной жизни (сделки).

Фактическое существование сделки определяется только сторонами сделки и документами, сопровождающими эту сделку. Налоговые органы напоминают, что сделку подтверждают не только документы, выражающие ее содержание и подписанные лицами, совершающими сделку, а также документы, сопровождающие её исполнение. Например, такими документами являются: оформленные должным образом товаро-сопроводительные документы; документы по учету оприходования и дальнейшего продвижения товаров, работ, услуг; документы о трудовой деятельности конкретных сотрудников, выполнивших ту или иную работу в интересах проверяемого налогоплательщика и другие первичные документы, предусмотренные законодательством страны.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет хранить данные бухгалтерского и налогового учета и документы, подтверждающие исчисление и уплату.