В Благовещенске обсудили методы административного давления на бизнес в рамках контрольно-надзорной деятельности

Дата публикации: 15.04.2021 04:09 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

На заседании Общественного совета при УФНС России по Амурской области с участием председателя Совета Татьяны Максимовой и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области Бориса Белобородова рассмотрели методы административного воздействия на бизнес в процессе осуществления налоговыми органами контрольно-надзорной деятельности.

Открывая мероприятие, заместитель руководителя Управления Наталия Батришина, поблагодарила всех присутствующих за активное взаимодействие при решении задач по наполнению бюджета и поддержку бизнеса в непростых условиях 2020 года.

Приступив к основной части доклада, Наталия Викторовна пояснила, что основной посыл проводимых ФНС России мероприятий заключается в высоком качестве предоставляемых услуг, позволяющих создать комфортные условия для самостоятельной уплаты налогов и прозрачного ведения бизнеса.

Докладчик  подробно остановилась на целях и задачах таких форм налогового контроля, как камеральные и выездные налоговые проверки.

Через камеральную налоговую проверку (КНП) в обязательном порядке проходит любой налогоплательщик. То есть, количество КНП напрямую зависит от количества представленных деклараций. Налоговые органы истребуют пояснения (документы), если декларации заполнены с ошибками, не соблюдаются контрольные соотношения, для проверки налоговых льгот и вычетов. 

Благодаря программному комплексу АСК «НДС-2» сокращены сроки камеральных проверок по НДС (с 3 до 2 месяцев). Около сотни налогоплательщикам возместили налог в еще более короткие сроки, в течение 1 месяца,  и вернули в оборот компаний почти 2 миллиарда рублей или 40% от всей заявленной суммы к возмещению НДС по области. 

При этом выездная налоговая проверка (ВНП) является крайней мерой и проводится в случае, если налогоплательщик самостоятельно отказался  устранить выявленные нарушения налогового законодательства. В 2020 году проведено 57 таких проверок и их количество сократилось на 20 %, налоговыми органами проверяется всего 2 налогоплательщика из 1000. Такая динамика сохраняется уже на протяжении нескольких лет.

При отборе объектов для проведения ВНП успешно применяется  риск-ориентированный подход и комплексный  риск-анализ, при этом приоритетными для включения в план проверок остаются те налогоплательщики, кто продолжает использовать агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов.

В прошлом году 177 налогоплательщиков, согласившихся с выводами налогового органа, добровольно уточнили свои налоговые обязательства и заплатили в бюджет около 324 млн рублей и смогли сэкономить на  штрафах около 65 млн рублей

Необходимым мероприятием остается истребование документов, которые запрашиваются, прежде всего, в интересах самих налогоплательщиков, для сбора доказательной базы о реальности сделки. Налоговые органы ориентируют налогоплательщиков пользоваться преимуществами электронного документооборота. Такой способ сокращает время для подготовки и представления документов в налоговые органы. Кроме того, значительно ускоряется и сам процесс проверки. 

Таким образом, подытожила Наталия Викторовна, если раньше считалось, что налоговый контроль - это только проверки, то сегодня главная цель - создать благоприятные условия для ведения бизнеса, исключив схемы ухода от налогообложения и снизив административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков. 

По итогам выступления было принято решение о возобновлении онлайн-консультаций для бизнеса, в том числе с разъяснениями методов воздействия на предпринимателей в ходе контрольно-надзорной деятельности. 

Также в ходе совещания обсудили утвержденный руководителем Управления Светланой Глущенко Ведомственный план УФНС России по Амурской области по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2021 год и план работы Общественного совета на текущий год.