ENG

В рамках публичных обсуждений ответили на вопросы о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника

Дата публикации: 16.09.2021 05:02

В рамках публичных обсуждений, организованных УФНС России по Амурской области, подробно остановились на вопросе взыскания задолженности с контролирующих должника лиц, а именно на привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Как отметила начальник отдела обеспечения процедур банкротства Управления Александра Новосадова, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов, и до его использования налоговые органы пытаются взыскать задолженность в добровольном порядке, проводя индивидуальную работу с налогоплательщиком.

Плательщикам рассказывают о последствиях неисполнения обязанностей по уплате налогов (административная, уголовная, субсидиарная), руководителей и учредителей должника вызываются на комиссии по урегулированию задолженности, им разъясняется возможность рассрочки (отсрочки) уплаты налогов.

Также налоговыми органами используются меры принудительного взыскания, предусмотренные НК РФ, вплоть до применения обеспечительных мер на активы предприятия. 

При исчерпании всех механизмов взыскания задолженности проводится анализ наличия правовых оснований для взыскания задолженности в рамках субсидиарной ответственности, определяется круг контролирующих лиц должника и конечных бенефициаров, виновных в доведении должника до банкротства.   

Также на мероприятии были рассмотрены виды ответственности, к которой могут быть привлечены лица, контролирующие деятельность должника. В первую очередь, это субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве.

Руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности по правилам статьи 61.12 Закона о банкротстве, если он не исполнил обязанность по подаче в суд заявления должника о собственном банкротстве в месячный срок, установленный пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.

Во-вторых, сюда можно отнести субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов. Под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов (статья 61.11 Закона о банкротстве) следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы. 

Неправомерные действия (бездействие) контролирующего лица могут выражаться, в частности, в согласовании, заключении сделок на заведомо невыгодных условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой»), дача указаний по поводу совершения явно убыточных операций, назначение на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам возглавляемой организации и т.п.

И, наконец, одним из видов ответственности, к которой привлекают контролирующих должника лиц, является ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Последствиями привлечения  к субсидиарной ответственности является возложение обязанности по погашению данной задолженности на привлеченное лицо с выдачей судом исполнительного листа, который будет предъявлен для взыскания, соответственно, будут применены меры по реализации имущества, наложения ареста на банковские счета,  ограничение выезда за пределы РФ и т.д. 

В заключение было обращено внимание на то, что каждый руководитель организации знает о наличии задолженности по ней (учредитель имеет право контролировать данный факт) и, соответственно, обязан принять меры к ее погашению. 

Налоговый орган всегда готов рассмотреть возможность предоставления рассрочки платежа как в соответствие с НК РФ, так и с Законом о банкротстве (мировое соглашение, график погашения задолженности).