Решения по жалобам

Дата публикации: 12.10.2017

Дата решения: 16.06.2017

Номер решения: СА-4-9/11425@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 93.1 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность выставления требования о представлении документов по отношениям с контрагентом, в отношении которого проводится налоговая проверка  


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются:

Требование о представлении документов содержит все необходимые реквизиты, согласно приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.


Позиция налогоплательщика:

Требование о представлении документов является незаконным, а выводы Управления противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации и сделаны без надлежащего исследования материалов дела по следующим основаниям: в требовании не указаны основания для истребования документов и мероприятие налогового контроля; отсутствует информация, позволяющая идентифицировать истребуемые документы; Инспекция не имеет права истребовать у Общества ветеринарные свидетельства.


Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

На основании пункта 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

В силу пункта 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Согласно утвержденной форме требования о представлении документов (Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) в случае истребования документов (информации) в порядке статьи 93.1 Кодекса в требовании указываются, в частности, основания для истребования документов (информации); наименование организации, в отношении деятельности которой истребованы документы (информация); наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникала необходимость в представлении документов (информации).

На основании поручения территориального налогового органа от 08.02.2017 (далее – Поручение) Инспекция в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направила требование от 20.02.2017 о представлении документов (далее – Требование), в котором в качестве основания для истребования документов указала статью 93.1 Кодекса.

Таким образом, Требование содержит указание на статью 93.1 Кодекса, которая является основанием для истребования документов (информации).

Согласно пункту 1 Требования у Общества истребованы следующие документы за период с 01.10.2016 по 31.12.2016: акт о зачете взаимных требований, акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями), счет-фактура, договор, ветеринарные свидетельства на товар, путевой лист грузового автомобиля, доверенность (полученные от контрагента), товарная накладная, товарно-транспортная накладная (другие документы, связанные с доставкой груза в адрес контрагента и от контрагента в адрес Общества).

В соответствии с пунктом 2 Требования Инспекцией у Общества истребована информация, в том числе о том, кем является Общество по отношению к товару, поставленному в адрес контрагента (собственником-перепродавцом, производителем, комиссионером).

Указанные документы и информация касаются контрагента, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка.

Исходя из вышеизложенного, Федеральная налоговая служба считает, что Требование позволяет Обществу установить мероприятие налогового контроля, в рамках которого истребуются документы.

Из Требования и Поручения следовало, что Инспекцией у Общества истребованы документы и информация по взаимоотношениям между Обществом и контрагентом за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.

Следовательно, Требование позволяло Заявителю идентифицировать запрашиваемые документы и информацию.

В отношении довода Заявителя об отсутствии у него обязанности по представлению истребуемых Инспекцией ветеринарных свидетельств Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Кодексом не ограничено право налогового органа на истребование документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. 

При этом налоговый орган, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, по своему усмотрению определяет отношение конкретных документов к деятельности проверяемого налогоплательщика и устанавливает доказательства, подтверждающие совершение налогоплательщиком налогового правонарушения.

В связи с изложенным довод Общества о том, что у Заявителя отсутствует обязанность по представлению истребуемых Инспекцией ветеринарных свидетельств, является необоснованным.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России