ENG

Итоги досудебного урегулирования налоговых споров за 1 полугодие 2015 года

Дата публикации: 24.07.2015 16:47 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В порядке досудебного урегулирования налоговых споров за 1 полугодие 2015 года в налоговые органы Архангельской области и Ненецкого автономного округа поступило 237 жалоб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение жалоб на 38,3 %. Количество жалоб физических лиц снизилось на 20,4 процента.

За 1 полугодие 2015 года Управлением рассмотрено 212 жалоб налогоплательщиков на акты ненормативного характера, действия (бездействие) налоговых органов на сумму 634,7 млн рублей. Из них удовлетворено полностью или частично 74 жалобы на сумму 38,7 млн рублей, или 34,9 % по количеству и 6,1 % по сумме.

Из рассмотренных 35 жалоб физических лиц на сумму 6 585 тыс рублей удовлетворено 10 жалоб на сумму 81 тыс рублей, или 28,6 % по количеству и 1,2 % по сумме.

Сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков на стадии досудебного урегулирования налоговых споров снизилась на 14,9 процентных пункта (с 21 % в 1 полугодии 2014 года до 6,1 % в 1 полугодии 2015 года).

Тенденция сокращения общего количества жалоб и удовлетворённых сумм обусловлена повышением качества администрирования налоговыми органами региона, оперативным реагированием на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, обобщением результатов и устранением внутриведомственных ошибок.

Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу оставлена без удовлетворения жалоба налогоплательщика на сообщение Инспекции с требованием представления пояснений и внесения исправлений в налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Должностным лицом налогового органа в соответствии со статьей 88 НК РФ проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) налогоплательщика. Декларация представлена в Инспекцию с целью получения имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, по расходам на погашение процентов по кредиту на приобретение квартиры.

Исходя из п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах нацелено на выявление всех обстоятельств, повлекших внесение ошибочных сведений в налоговые декларации, а также на устранение данных ошибок посредством согласованных действий налогоплательщика и налогового органа.

В данном случае в рамках мероприятий налогового контроля Инспекцией установлено, что налогоплательщик уже заявлял имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры, который был предоставлен в полном объеме. Учитывая, что повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не допускается, Инспекцией, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, в связи с выявленными в налоговой декларации ошибками и противоречиями между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениями, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученными в ходе налогового контроля, в адрес налогоплательщика, направлено сообщение с требованием представления пояснений.

Полагая, что вышеуказанное сообщение налогового органа, является решением об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета, налогоплательщик в жалобе просит признать отказ незаконным и предоставить ему имущественный налоговый вычет по расходам на погашение процентов по кредиту на приобретение квартиры.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исходило из того, что оспариваемое сообщение налогового органа не может быть признано незаконным, поскольку сообщение, в отличие от требования, каких-либо правовых последствий от заявителя не несет. Указанный документ носит лишь информативный характер и фактически не является решением налогового органа, соответственно прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Как указал суд в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2012 № А10-355/2012, отказывая в признании незаконным сообщения Инспекции с требованием представить пояснения в связи с ошибками, выявленными в налоговой декларации при камеральной проверке, - такое сообщение - это процедурный документ, не являющийся ненормативным правовым актом. Он не является обязательным для налогоплательщика, поскольку неисполнение изложенных в нем предложений не влечет налоговой ответственности.