ENG

Когда налоговая «открывает карты»

29 Архангельская область

Дата публикации: 23.11.2015

Издание: "Правда Севера"
Тема: Налоги
Источник:  http://pravdasevera.ru/economics/-7d27x1k8

Почему Запад перенимает опыт российских налоговиков

Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО Сергеем Родионовым и попросили рассказать о том, как в регионе обстоят дела с собираемостью налогов.

– Сергей Викторович, если вернуться в начало 90-х, когда в Архангельской области проходило становление Государственной налоговой службы – в каких условиях приходилось работать тогда? Ведь это было во всех смыслах непростое время.

— Ровно 25 лет назад было принято решение о создании государственных налоговых инспекций. Заканчивал свое существование Советский Союз, и, по сути, появлялась совсем другая страна. Но уже тогда было четкое понимание – необходимо создавать эффективную налоговую систему. Формировался бюджет, требовалось поступление доходов для исполнения расходных обязательств. Изначально аппарат налогового управления составлял всего 20 человек, и 200 специалистов работали в инспекциях. Не хватало оборудования, техники, финансовых возможностей, но самое главное – кадров…

Основной костяк службы начал формироваться за счет специалистов, которые уже работали в финансовых органах области, в системе государственных доходов. И одной из ключевых фигур при создании команды в то время стала Наталия Владимировна Уланова – первый руководитель нашего управления. Замечательный человек и большая умница. Именно Наталии Владимировне удалось сформировать мощную команду управленцев. Но, безусловно, становление службы за 25 лет проходило постепенно, в несколько этапов. И если говорить о сложностях, то, наверное, на каждом этапе были свои. И преодолевать их, совершенствуя налоговую систему, приходилось постоянно. Впрочем, не стоим на месте мы и сегодня.

– А какие именно шаги по совершенствованию системы были предприняты за эти годы?

– Уже к середине 1990-х пришло осознание того, что надо менять систему. То, как было организовано налоговое администрирование, уже не позволяло эффективно решать поставленные задачи. Назрело реформирование как на региональном, так и на федеральном уровне. И вот тогда появились целевые программы, позволившие налоговым органам технически и технологически приступить к формированию информационных ресурсов.

Начала создаваться система учета, которая в последующем переросла в хорошо известную всем государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Был создан единый государственный реестр. Но, пожалуй, самое важное, что произошло на этапе становления, – принятие Налогового кодекса. Появилось единое правовое пространство, в рамках которого мы все стали работать и, соответственно, совершенствовать законодательство. И, безусловно, уже на современном этапе мы являемся мощной структурой, умеем эффективно применять накопленный опыт, решаем разноплановые задачи.

– Одна из главных задач – обеспечить налоговые поступления в бюджеты. Как обстоят дела с налоговыми поступлениями?

Ведь и сейчас непростые экономические условия. – Обеспечение поступления платежей – это уже, образно говоря, пик пирамиды. А в основе – большой пласт работы, в том числе по прогнозу и анализу налоговых поступлений. И такая ключевая задача, как налоговый контроль.

Что касается налоговых поступлений в бюджет, тут есть ряд нюансов. Мы администрируем федеральный, региональный и местный бюджеты. И действительно проживаем сейчас непростой год, думаю, что и следующий будет весьма сложным. Но экономика – штука интересная. Она может показывать разные результаты, так как события, которые происходят в экономике, зачастую дают эффект чуть позже. Именно такие процессы мы наблюдаем в Архангельской области. Например, на территории области и НАО сейчас достаточно серьезно снижается поступление налогов на добавленную стоимость. Для нас эта ситуация, с одной стороны, тревожная, но с другой – абсолютно понятная. Мы ее прогнозировали и к ней готовились.

– А чем эта ситуация вызвана?

— Прежде всего тем, что осуществляется ряд инвестиционных проектов. А значит, берутся заемные средства либо собственные ресурсы, создаются новые активы, и в соответствии с законодательством налогоплательщики имеют право получить налоговый вычет, налог на добавленную стоимость. И только затем, когда уже будет создан объект налогообложения, начнет реализовываться продукция, появятся добавленная стоимость и собственно налог.

По налогу на прибыль тоже интересная ситуация. Если мы видим, что экономика сжимается, то вправе ожидать сокращения поступления налога на прибыль. Но этого не происходит. Дело в том, что в Архангельской области и НАО часть производимой продукции является экспортно ориентированной. И ситуация, что происходит сейчас с курсом доллара и рублем, пока достаточно неплохо влияет на наших экспортеров.

Налогоплательщики получают валютную выручку от реализации лесопродукции, нефти. Выручка, соответственно, конвертируется здесь в рубли, и мы получаем доход. При этом расходные операции сохранились у предприятий в рублевой зоне – возникает определенный экономический эффект. Хотя, конечно, темп роста по налогу на прибыль со временем все-таки будет замедляться.

Но по федеральному бюджету мы имеем рост налоговых поступлений. И это связано прежде всего с добычей полезных ископаемых. Отмечается рост как в сфере добычи твердых полезных ископаемых на территории области, так и по добыче нефти в НАО. Ситуация стабилизируется за счет ввода новых месторождений, увеличения объемов добычи и того, что в 2015 году была увеличена ставка на добычу полезных ископаемых. Так что в доходах по федеральному бюджету мы выиграли.

– А что с областным бюджетом?

– Там несколько другая история. Напомню, областной бюджет формируется за счет налогов на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество организаций. Если говорить о налоге на прибыль, то мы имеем рост поступлений в этом году.

Несколько сложнее ситуация по налогу на доходы физических лиц. Если изначально, когда планировался бюджет 2015 года, предполагалось, что будет определенный тыл фонда оплаты труда, то сейчас обстоятельства изменились. И фактически мы живем в новой реальности – роста фонда оплаты нет ни в госсекторе, ни на производстве. А раз экономика сжимается, снижается и реальная оплата труда, что, безусловно, отражается на НДФЛ. Реальный доход населения растет медленными темпами – снижается покупательная способность. И так – по цепочке.

– Налоговых должников сейчас больше становится? Плательщики справляются с налоговой нагрузкой?

— Я бы не сказал, что проблема уже возникла. Но опасения, что должников будет больше, действительно есть. И мы готовимся к этому, тем более что опыт работы в подобных условиях имеется. А по поводу налоговой нагрузки... Вопрос важен не только с точки зрения, сколько человек должен заплатить, но и как ему удобно это сделать, другими словами – в качестве налогового администрирования.

Сегодня около 90 процентов налогоплательщиков представляют отчетность в электронном виде. На сайте ФНС размещено свыше сорока электронных услуг, с помощью которых можно обратиться в любой налоговый орган страны, не выходя из дома. Созданы «Личные кабинеты налогоплательщиков». И, в принципе, любой гражданин в реальном времени может увидеть свои налоговые обязательства и каким-то образом их скорректировать. Западные налоговые службы, кстати, до сих пор удивляются, как нам так быстро удалось добиться подобных результатов. И, более того, перенимают опыт.

– Отчетность представляется в электронном виде. Значит ли это, что и многочисленные выездные налоговые проверки уходят в прошлое?

– Еще лет пять назад выездных налоговых проверок действительно было много. И бизнес порой не понимал, почему он «попал под контроль». Со временем пришло осознание, что необходимо не просто проверить, но и помочь разобраться в проблеме. И чтобы получить так называемый волновой эффект, мы «открыли карты», публично заявив о критериях риска – теперь каждый может ознакомиться с ними на сайте ФНС России и уточнить налоговые обязательства. В результате количество выездных проверок значительно сократилось. Раньше в год их было более тысячи, сейчас – около сотни. При этом эффективность проверок возросла.

– Сергей Викторович, и все-таки, возвращаясь от будней к празднику, что бы вы хотели пожелать коллегам? И правда ли, что большинство ваших коллег – женщины?

– На 90 процентов. Может, потому что работа напряженная, требует внимания и усидчивости. А женщины, они же отличные аналитики, психологи. И на таких участках, как прогнозирование и аналитическая работа, – хорошие ревизоры. Коллектив профессионалов – это, пожалуй, наше главное достижение. От их настойчивости, нетерпимости к налоговым нарушениям зависит бюджет. Желаю коллегам и ветеранам службы успехов, здоровья, удачи, уверенности в завтрашнем дне.