О налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков

29 Архангельская область

Дата публикации: 07.07.2017

Издание:  Газета "Первая полоса" № 05 (088) июнь 2017 года
Тема: Налоговое администрирование
Источник:  http://www.alventa.ru/newspaper/announce-new-number/

Об актуальных вопросах налогового администрирования мы беседуем с начальником Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее в тексте Инспекция), советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Татьяной Викторовной Мардановой.

Татьяна Викторовна, расскажите коротко об итогах работы инспекции за 2016 год.

За 2016 год от организаций, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в бюджетную систему поступило более 7,2 млрд. рублей налоговых платежей. По объему налоговых отчислений в консолидированный бюджет региона лидируют лесопромышленный комплекс и предприятия по добыче полезных ископаемых. Всего в консолидированный бюджет Архангельской области и Ненецкого автономного округа поступило 5,4 млрд. рублей - это на 1,4 млрд. рублей больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

В структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет доминируют налог прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации – это 1 млрд. 806 млн. рублей, налог на добычу полезных ископаемых в виде алмазов в сумме 1 млрд. 303 млн. рублей и 1 млрд. 296 млн. рублей акцизов на алкогольную продукцию.

Крупнейшие налогоплательщики региона, несмотря на сложную экономическую ситуацию, развиваются и успешно реализуют масштабные инвестиционные проекты по строительству новых объектов, модернизации и реконструкции оборудования, активно наращивают объемы производства и осваивают новые рынки сбыта.

Татьяна Викторовна, как известно, налог на добавленную стоимость является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями. Расскажите об изменениях в администрировании НДС.

В период существования налога на добавленную стоимость механизм его исчисления и взимания менялся. Существенные изменения были внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ. Изменения направлены на пресечение налоговыми органами умышленных действий налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов.

Теперь в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж, а при осуществлении посреднической деятельности в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

12 марта 2017 года вступил в силу приказ ФНС России, который внес изменения в форму декларации по НДС, а для повышения качества заполнения налоговых деклараций и сокращения количества уточненных налоговых деклараций, дополнительно были уточнены контрольные соотношения показателей налоговой декларации. Впервые по обновленной форме налогоплательщики отчитывались за 1 квартал 2017 года.

Камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС проводится программными средствами ФНС России, обеспечивающими автоматизацию перекрестных проверок - ПО "АСК НДС-2". Использование "АСК НДС-2" позволяет в автоматизированном режиме проводить зеркальное сопоставление сведений об операциях в декларациях покупателя и продавца, выявлять ошибки и расхождения, занижение суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной к уплате в бюджет, а также исключить не обоснованное применение налоговых вычетов сумм НДС.

Сейчас уже можно подвести предварительные итоги декларационной кампании за 1 квартал 2017 года. Как известно, в большинстве разделов декларации по НДС вместо самих операций нужно указывать соответствующие числовые комбинации - коды. При неправильном использовании налогоплательщиком кодов системой контроля АСК "НДС-2" выявляются расхождения, а налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений.

Мы видим, что количество требований о предоставлении пояснений к декларации по НДС, формируемых в автоматическом режиме программным комплексом ФНС России, существенно уменьшилось. Одной из причин уменьшения количества автотребований является применение налогоплательщиками кодов видов операций в соответствии с алгоритмом, разработанным ФНС России.

Кроме того, на официальном интернет-сайте ФНС России в помощь налогоплательщикам опубликованы «Примеры отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж с указанием кодов видов операций», в которых рассмотрены различные виды хозяйственных операции и описан алгоритм отражения операций в книгах покупок и продаж.

Что делать, если налогоплательщик получил автотребование?

В первую очередь надо четко понимать, что сейчас камеральная проверка деклараций по НДС практически полностью автоматизирована. В ходе проверки сверяются данные всех счетов-фактур контрагентов, а их несовпадение влечет направление требования о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС. К требованию о представлении пояснений прилагается перечень операций, отраженных в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены расхождения. Для определения причин возникновения расхождений по каждой записи, отраженной в приложении к требованию, справочно указывается код возможной ошибки.

Чтобы избежать ошибок в представляемой налоговой отчетности, рекомендую налогоплательщикам использовать все доступные ресурсы, в том числе Интернет-сервисы ФНС России «Проверка корректности заполнения счетов-фактур» и «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», а также специально разработанное программное обеспечение, предоставляемое разработчиками учетных (бухгалтерских) систем и операторами электронного документооборота.

Если до 2017 года организация могла представить пояснения по требованию налогового органа на бумажном носителе, то теперь при представлении пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными, а налогоплательщики будут привлечены к ответственности в виде штрафа в соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Татьяна Викторовна, вопросы трансфертного ценообразования по-прежнему актуальны. В 2017 году крупнейшие налогоплательщики нашего региона представили уведомления о контролируемых сделках?

Да, вопросы трансфертного ценообразования по-прежнему актуальны, ведь цена товаров, работ и услуг непосредственно влияет на формирование налоговой базы и в конечном итоге на наполнение бюджета налоговыми поступлениями.

Инспекцией проводится регулярная информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками о представлении уведомлений о контролируемых сделках. Проводятся консультации по методологическим и практическим вопросам применения налогового законодательства.

В результате проведенной работы к 22 мая 2017 года крупнейшими налогоплательщиками региона представлены уведомления о контролируемых сделках, содержащие сведения о 34 тыс. внутрироссийских и внешнеторговых сделок, совершенных в 2016 году, на сумму более 119 млрд. рублей.

Проверку полноты исчисления и уплаты налогов в отношении контролируемых сделок каждого налогоплательщика, подавшего уведомление, или в отношении которого получено извещение о контролируемой сделке, проводит Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Напомню, что неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в соответствии со ст. 129.4 Налогового кодекса.

Как инспекцией реализуются положения Налогового кодекса, направленные на противодействие уклонению от уплаты налогов с использованием иностранных юрисдикций?

Для пресечения использования низконалоговых иностранных юрисдикций и получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ, закрепляющий принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Введены понятия - контролируемая иностранная компания и контролирующее лицо. Контролируемой иностранной компанией признаются иностранная организация или иностранная структура без образования юридического лица - нерезиденты Российской Федерации, контролирующими лицами которой являются налоговые резиденты Российской Федерации.

Начиная с 2015 года налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны уведомлять налоговые органы о своем участии в иностранных организациях или об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании.

Первое уведомление об участии одного из крупнейших налогоплательщиков региона в иностранной организации поступило в инспекцию в 2015 году и уже в 2017 году российская организация задекларировала прибыль, полученную контролируемой иностранной компанией.

Какие изменения, внесенные в Налоговый кодекс, направлены на улучшение положения налогоплательщиков?

Существенные изменения касаются заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость. Как известно, с 1 июля 2017 года налогоплательщикам предоставлена еще одна возможность вернуть в ускоренном порядке сумму НДС, исчисленную к возмещению еще до окончания камеральной проверки декларации. Для этого они могут воспользоваться поручительством третьего лица, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

Для оформления договора поручительства заинтересованное лицо и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по форме, утверждаемой ФНС России. Минфин России в письме от 14 февраля 2017 г. N 03-07-11/8240 сообщил, что в настоящее время ФНС России разрабатывается форма заявления о заключении договора поручительства, порядок представления и требования к заявлению.

Расскажите читателям об изменениях в обслуживании налогоплательщиков?

В связи с передачей налоговым органам функций по администрированию страховых взносов приказами ФНС России изменены и обновлены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении своих полномочий, а также налогоплательщиками.

Например, разработаны новые формы заявлений о зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных, подлежащих возмещению) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. Новые формы заявлений о возврате и зачете теперь приближены по форме к налоговой декларации, все страницы содержат специальные штрих-коды. Планируется разработка форматов представления заявлений в электронном виде с электронно-цифровой подписью по телекоммуникационным каналам связи.

Татьяна Викторовна, какие изменения в работе налоговой службы Вы хотели бы ещё отметить?

Федеральная налоговая служба постоянно расширяет информационное взаимодействие с налогоплательщиками в телекоммуникационной сфере. Сейчас на Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru размещено более 40 сервисов, бесплатно предоставляющих пользователям актуальную информацию.

Например, Федеральная налоговая служба расширяет возможности налогоплательщиков по получению информации для оценки рисков при выборе партнеров и контрагентов. Начиная с 25 июля 2017 года в соответствии с п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса на официальном сайте ФНС России будет открыт доступ заинтересованных лиц к сведениям об организациях за 2016 год. Это показатели, которые в настоящее время публикуются как составная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, показатели налоговой отчетности, средней численности персонала, средней заработной плате, сумме уплаченных налогов и т.д.

С 1 апреля 2017 года плательщики налогов и страховых взносов подтверждают согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, по специальной форме, утвержденной ФНС России. Форма направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью или через личный кабинет налогоплательщика.

Вообще, Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» создан для оптимизации и минимизации затрат налогоплательщиков при взаимодействии с налоговыми органами. Сегодня почти все крупнейшие налогоплательщики нашего региона активно используют возможности «Личного кабинета налогоплательщика юридического лица». В 2016 году через этот сервис в Инспекцию поступило более 1500 запросов на предоставление государственной услуги по бесплатному информированию.

Оценить качество оказания государственных услуг, в том числе и по бесплатному информированию, ФНС России предлагает с помощью нового и удобного сервиса «QR-анкетирование». Получив любую услугу в налоговом органе, налогоплательщик с помощью специального бесплатного приложения на своем смартфоне может оценить в режиме реального времени качество предоставленной услуги по пяти критериям: доступность информации, комфортность условий, время ожидания в очереди, время предоставления услуги, вежливость и компетентность сотрудников.

Использование новых технологий помогает налоговым органам получать обратную связь от налогоплательщиков и принимать оперативные решения для улучшения качества работы.

Приглашаем всех налогоплательщиков активно использовать возможности Интернет-сервисов ФНС России.

В заключение беседы, учитывая, что от выполнения крупнейшими налогоплательщиками налоговых обязательств зависит получение бюджетной системой налоговых доходов, традиционно желаю всем успешного развития на благо экономики Архангельской области и Ненецкого автономного округа.