ENG

Налоговая отчетность через интернет - это норма современной жизни

29 Архангельская область

Дата публикации: 29.08.2017

Издание: газета "Лидер Поморья"
Тема: Представление отчетности
Источник:  https://vk.com/29lider

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, мы уверенно ищем нужные услуги и товары во всемирной паутине, пишем письма по электронной почте и разговариваем с друзьями по видеосвязи. Подать налоговую декларацию, не приходя в налоговую инспекцию – это тоже реалии нашей жизни. Подробнее о том, как взаимодействовать с налоговыми органами через Интернет, рассказывает исполняющий обязанности начальника ИФНС России по г.Архангельску Марина Рогозина.

Марина Вадимовна, бухгалтер действительно может теперь отправить отчетность в налоговую инспекцию электронно и не приносить документы на бумажном носителе?

Да, это так. Система электронного документооборота позволяет представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию без дублирования на бумаге. Привычный бухгалтерам синий штамп сотрудника инспекции заменяется электронной квитанцией о приеме документов, а дальнейшее прохождение этапов обработки - соответствующими уведомлениями или извещениями. Все это бухгалтер получит на своем рабочем месте, не теряя времени на распечатывание отчетности и разъезды по городу.

А если кому-то обязательно нужен штамп о приеме? Например, для предъявления в другие организации…

При необходимости полученную электронно отчетность мы распечатаем и поставим на ней отметку о приеме. Но хочу отметить, что все больше организаций принимают в подтверждение факта представления отчетности электронные образы наших квитанций о приеме, а отдельные государственные органы вообще запрашивают сведения непосредственно в налоговом органе, не требуя предоставления подтверждений от налогоплательщиков.

Как давно эта система функционирует? Достаточно ли отработан механизм?

Архангельская налоговая инспекция начала прием отчетности по телекоммуникационным каналам связи (мы чаще используем аббревиатуру – ТКС) еще в апреле 2004 года. До 2007 года не было обязанности представлять отчетность в электронном виде, но, понимая преимущества такого способа общения с налоговой службой, организации уже тогда активно его использовали. С каждым годом перечень категорий налогоплательщиков, на которых законом возложена обязанность представлять отчетность только в электронном виде, расширяется. Например, на сегодняшний день в этом перечне помимо юридических лиц и предпринимателей со среднесписочной численностью более 100 человек - налогоплательщики и налоговые агенты по НДС, а также организации и предприниматели, выплачивающие доходы более, чем 25 физическим лицам. В этом году к налоговой отчетности добавились еще и расчеты по страховым взносам. Как видим, вопрос электронного взаимодействия с налоговыми органами далеко не новый. За прошедшие годы процесс достаточно отработан и постоянно совершенствуется.

Это очень удобно, неужели кто-то отказывается подавать отчетность таким способом?

Безусловно, удобно. Отправить отчетность можно практически круглосуточно, программа проверяет основные позиции при заполнении форм и актуальность форматов. И несомненное преимущество - это оперативность обработки информации. Удобство и рациональность системы оценило большинство архангельских налогоплательщиков. На 01 июля текущего года более 80 процентов организаций и индивидуальных предпринимателей отчетность в инспекцию представили в электронном виде. Причины остаться в меньшинстве - разные. У кого-то еще компьютерная техника недостаточно обновлена или персонал не готов осваивать новые программы, для кого-то определяющее значение имеет цена услуги. Ведь надо понимать, что отправить бухгалтерские документы просто по электронной почте ни в коем случае нельзя, они содержат информацию коммерческой и налоговой тайны. Поэтому отправляемая отчетность шифруется специальной программой, и доставляется по защищенным каналам связи. Выполняют эти функции специализированные организации – операторы электронного документооборота (ЭДО). Для подключения к системе необходимо заключить с одним из них договор, получить электронно-цифровую подпись и после установки необходимых программных средств можно будет работать в системе. Стоимость работы оператора ЭДО оплачивается клиентами. Перечень операторов электронного документооборота можно посмотреть на сайте ФНС России или получить в инспекции.

Что кроме передачи отчетности дает пользователям эта система?

Помимо представления бухгалтерской и налоговой отчетности технология позволяет направить в налоговую инспекцию заявления на проведение зачета и возврата платежей, документы, связанные с постановкой на учет налогоплательщиков, ответы на требования налогового органа о представлении пояснений и документов, письма с вопросами по налогообложению. С помощью подсистемы ИОН (информационное обслуживание налогоплательщиков) можно получить в автоматизированном режиме, а значит, быстро, справки о состоянии расчетов с бюджетом и об исполнении обязанностей по уплате налогов, а также очень востребованный у бухгалтеров вид документа – выписку операций по расчетам с бюджетом. Наличие электронно-цифровой подписи позволяет воспользоваться сервисами Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте ФНС России (www.nalog.ru). При этом какая-либо дополнительная регистрация не требуется. Кроме того, электронный документооборот позволяет экономить не только время, но и деньги.

Судите сами, используя электронно-цифровую подпись, которая применяется для передачи отчетности, можно подавать в электронном виде документы, связанные с государственной регистрацией. Этот способ удобно использовать при внесении изменений в сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Например, при изменении адреса, кодов ОКВЭД, регистрации новой редакции устава. Это дает существенную экономию средств организации, так как в данном случае не требуется заверение подписи заявителя нотариусом и нет необходимости в изготовлении дополнительных бумажных копий обязательных документов, поскольку в транспортный контейнер вкладываются их сканированные копии.

Учитывая, что переход на электронный документооборот предусмотрен федеральной целевой программой "Электронная Россия" и в настоящее время весьма значительное количество государственных услуг могут быть получены в электронном виде с использованием Интернет-ресурсов, ИФНС России по г.Архангельску рекомендует всем организациям и предпринимателям перейти на бесконтактную форму общения с налоговыми органами, чтобы максимально использовать все преимущества современных информационных технологий.