Лес рубят – налоги не платят

29 Архангельская область

Дата публикации: 22.11.2017

Издание: "Правда Севера" № 23 (26910) от 21.11.2017
Тема: Контрольная работа
Источник:  http://pravdasevera.ru/

Архангельская область вошла в число пилотных регионов, на территории которых будет реализована масштабная отраслевая программа по обелению лесного бизнеса.

О том, чем важна эта программа для нашего региона, рассказывает руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов.

- Сергей Викторович, почему Архангельская область была выбрана в качестве пилотного региона по реализации федеральной программы по «обелению» лесного бизнеса?

ФНС России проведен комплексный анализ лесной отрасли нашего региона. Сегодня в лесной отрасли Архангельской области задействовано более 700 организаций и свыше 45 тыс. работающих. Предприятия представлены участниками всех этапов производства и реализации древесины, начиная с лесозаготовки и заканчивая глубокой переработкой лесопродукции, включая оптовую торговлю древесным сырьем и лесоматериалами.

Однако доля налоговых поступлений, которая приходится на отрасль, незначительна.Некогда «всесоюзная лесопилка» приносит налогов меньше, чем сфера торговли. В 2016 году в консолидированный бюджет Российской Федерации предприятиями лесной отрасли уплачено 3,1 млрд. рублей налогов – это всего 2 процента от общей суммы поступлений по региону.

Отчисления по налогу на добавленную стоимость (НДС) по плательщикам лесной отрасли и вовсе сложились отрицательными, возврат из бюджета превысил поступления на 1,2 млрд. рублей. Естественно, такая ситуация не может устраивать государство, которое понимает и высоко оценивает потенциал лесной отрасли, в том числе как источника формирования бюджетов различных уровней.

- Говорят, что лесная отрасль быстрее других адаптировалась к непростым экономическим условиям и даже заработала на санкциях. Это на самом деле так?

Действительно, в текущем году мы наблюдаем определенное оживление и рост поступлений от лесной отрасли. За 9 месяцев в консолидированный бюджет РФ уплачено 2,9 млрд. рублей налогов и сборов, что выше поступлений аналогичного периода на 5,4 %. Между тем, удельный вес этих платежей в общей сумме поступлений сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Более половины плательщиков лесной отрасли формируют налоговый разрыв в сумме 2,7 млрд. рублей. Под налоговым разрывом понимается разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и суммой фактически уплаченных налогов.

К сожалению, лесная отрасль остается «серой зоной» и одной из наиболее проблемных сфер с точки зрения соблюдения налогового законодательства. Важно разобраться, что на самом деле происходит в отрасли и как реализовать ее налоговый потенциал.

- Каким образом осуществляется налоговый контроль за лесной отраслью, которую Вы назвали «серой зоной»?

Региональным налоговым управлением с 2014 года на постоянной основе проводится риск-анализ в сфере лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В нашем распоряжении огромные информационные массивы, включая разработанные службой и другими ведомствами программные комплексы, позволяющие отслеживать всю цепочку продукта – от производителя до конечного потребителя. Новые методы работы и современные технологии позволяют выявлять и своевременно реагировать на нарушения налогового законодательства.

Приоритет отдан контрольно-аналитической работе, в том числе через деятельность комиссий, что позволяет налогоплательщикам самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства без назначения выездной налоговой проверки. Мероприятия выездного налогового контроля проводятся только при невыполнении требований налогового органа.

- В чем заключается основная претензия налоговых органов к субъектам ЛПК?

Характерным нарушением налогового законодательства для налогоплательщиков, занимающихся лесозаготовками и переработкой лесопродукции, является использование фирм - «однодневок» или «мнимых» юридических и физических лиц для включения в оборот, в том числе и нелегальной древесины, полученной незаконным способом (например, за счет незаконной рубки). Как правило, данные посредники применяют общий режим налогообложения (работают с НДС), не несут самостоятельно финансовых и иных рисков, имеют минимальную налоговую нагрузку.

Такая форма ведения бизнеса приводит к выводу денежных средств из-под налогообложения, фактически сформирован теневой сектор экономики по обороту древесины. При этом поставка лесозаготовителями как легально, так и нелегально заготовленной древесины осуществляется непосредственно на склады лесоперерабатывающих предприятий.

Как следствие, субъекты предпринимательской деятельности в сфере переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за возмещением НДС из бюджета по продукции, легальность приобретения которой не подтверждается документами, либо оформлена сфальсифицированными документами, а лесозаготовители не отражают, либо занижают свои доходы от реализации, в том числе и легально заготовленной лесопродукции.

Все это усугубляет тяжелое состояние лесного комплекса, провоцирует незаконные вырубки лесных массивов и приводит к медленному лесовосстановлению.

- Получается, лесная отрасль является одной из наиболее криминогенных с точки зрения соблюдения налогового законодательства. Если есть преступления, должны быть и наказания…

В 2016 и 2017 годах налоговыми органами Архангельской области проведен ряд значимых выездных налоговых проверок участников цепочек поставки леса, начиная с оптовиков и заканчивая лесозаготовителями. Доказано использования незаконных схем уклонения от уплаты налогов организациями из Няндомского, Верхнетоемского, Шенкурского районов Архангельской области.

К примеру, выездной налоговой проверкой ООО «Шестиозерье-Лес» установлено занижение налоговой базы в связи с использованием цепочки реализации лесопродукции подконтрольных организаций, на уровне которых происходило наращивание цены. Сумма дополнительно начисленных налогов в бюджет составила более 5 млн. рублей, которые уплачены обществом в полном объеме.

Однако учитывая масштабы нарушений, говорить о больших успехах пока не приходится. Проблема кроется в принципах организации лесной отрасли и требует комплексного решения.

- Какие именно рецепты по обелению «лесного бизнеса» содержит отраслевая программа ФНС России? На Ваш взгляд, насколько они будут эффективны в условиях сложившейся ситуации?

В рамках масштабного проекта планируется использовать подходы и методики, которые успешно применяются ФНС России при реализации аналогичной отраслевой программы по обелению зернового рынка.

Предстоит серьёзная работа, в которой должны быть задействованы не только налоговые органы, но и все заинтересованные лица – от органов государственной власти и местного самоуправления до налогоплательщиков, многие из которых также несут потери из-за недобросовестной конкуренции.

Налоговая служба считает, что оборот лесопродукции можно сделать прозрачным и минимизировать риск бюджетных потерь. Один из рецептов – подписание соглашения между компаниями отрасли, которые в добровольном порядке возьмут на себя обязательства по устранению нарушений путем организации прямой поставки леса от заготовителя до переработчика. И здесь определяющую роль должен сыграть крупный бизнес – группы компаний «Титан», «Илим», «Сегежа», «Поморская Лесопильная Компания», «УЛК». Это позволит «обелить» отрасль, обеспечить увеличение поступления налогов в консолидированный бюджет.

К счастью, мы находим понимание важности решения этой проблемы со стороны Губернатора Архангельской области Игоря Орлова, соответствующих структур и министерств. Поэтому рассчитываем, что совместными усилиями нам удастся навести порядок в лесопромышленном комплексе региона.

ДЛЯ СПРАВКИ:

По состоянию на 1 октября 2017 года налоговыми органами Архангельской области и Ненецкого автономного округа проведено 54 выездные налоговые проверки, из них 11 – в отношении организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельности в лесной отрасли. Сумма доначислений по этой категории налогоплательщиков составила порядка 300 млн. рублей.

21 ноября сотрудники налоговых органов отмечают свой профессиональный праздник. «День работника налоговых органов Российской Федерации» был установлен в соответствии с указом Президента России Владимира Путина № 1868 от 11 ноября 2000 года.