ENG

В эфире «Открытой среды» - о налоговой политике в Архангельской области

29 Архангельская область

Дата публикации: 20.04.2018

В эфире Архангельского телевидения заместитель руководителя УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Жанна Полякова ответила на вопросы ведущего программы «Открытая среда» по следующим ключевым темам.

С 1 января 2018 года объявлена «налоговая амнистия». Кому государство простило долги по налогам?

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
  • Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности(за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.
  • Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. В настоящее время предпринимателям, если они не осуществляют деятельность, страховые взносы не начисляют и представлять декларацию не нужно.

Государство также освободило пенсионеров от уплаты «налогов на 6 соток», как это работает?

28.12.2017 Президентом России подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом, начиная с 2017 г., вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Так, если площадь участка составляет не более 6 соток – налог взыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для всех пенсионеров.

Вычет применятся по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории страны.

Для использования вычета за 2017 год можно будет обратиться в любой налоговый орган до 01 июля 2018 г. с уведомлением о выбранном участке, по которому будет применен вычет. Если такое уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Кроме того, право на установление дополнительных налоговых вычетов предоставлено представительным органам муниципальных образований (законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таким образом, за 2017 год исчисление земельного налога будет проводиться с учетом налогового вычета, предусмотренного ст. 391 НК РФ и дополнительно установленного на муниципальном уровне размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В Поморье реализуется программа ФНС России по «обелению» лесного бизнеса. Почему Архангельская область была выбрана в качестве пилотного региона?

ФНС России проведён комплексный анализ лесной отрасли нашего региона. Сегодня в лесной отрасли Архангельской области задействовано более 700 организаций и свыше 45 тысяч работающих. Однако доля налоговых поступлений, которая приходится на отрасль, незначительна. Некогда «всесоюзная лесопилка» приносит налогов меньше, чем сфера торговли. В 2016 году в консолидированный бюджет Российской Федерации предприятиями лесной отрасли уплачено 3,1 миллиарда рублей налогов – это всего два процента от общей суммы поступлений по региону.

Отчисления по налогу на добавленную стоимость (НДС) по плательщикам лесной отрасли и вовсе сложились отрицательными, возврат из бюджета превысил поступления на 1,2 миллиарда рублей.

Естественно, такая ситуация не может устраивать государство, которое понимает и высоко оценивает потенциал лесной отрасли, в том числе как источника формирования бюджетов различных уровней.

Характерным нарушением налогового законодательства для налогоплательщиков, занимающихся лесозаготовками и переработкой лесопродукции, является использование фирм-«однодневок» или «мнимых» юридических и физических лиц для включения в оборот, в том числе и нелегальной, древесины, полученной незаконным способом, например, за счёт незаконной рубки. Как правило, данные посредники применяют общий режим налогообложения, то есть, работают с НДС, не несут самостоятельно финансовых и иных рисков, имеют минимальную налоговую нагрузку.

Такая форма ведения бизнеса приводит к выводу денежных средств из?под налогообложения, фактически сформирован теневой сектор экономики по обороту древесины. При этом поставка лесозаготовителями как легально, так и нелегально заготовленной древесины осуществляется непосредственно на склады лесоперерабатывающих предприятий.

Как следствие, субъекты предпринимательской деятельности в сфере переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за возмещением НДС из бюджета по продукции, легальность приобретения которой не подтверждается документами либо оформлена сфальсифицированными документами, а лесозаготовители не отражают либо занижают свои доходы от реализации, в том числе и легально заготовленной лесопродукции.

Всё это усугубляет тяжёлое состояние лесного комплекса, провоцирует незаконные вырубки лесных массивов и приводит к медленному лесовосстановлению.

В 2016 и 2017 годах налоговыми органами Архангельской области проведён ряд значимых выездных налоговых проверок участников цепочек поставки леса, начиная с оптовиков и заканчивая лесозаготовителями. Доказано использование незаконных схем уклонения от уплаты налогов организациями из Няндомского, Верхнетоемского, Шенкурского районов Архангельской области.

К примеру, выездной налоговой проверкой установлено занижение налоговой базы ООО «Шестиозерье-Лес» в связи с использованием цепочки реализации лесопродукции подконтрольных организаций, на уровне которых происходило наращивание цены. Сумма дополнительно начисленных налогов в бюджет составила более пяти миллионов рублей, которые уплачены обществом в полном объёме.

Однако учитывая масштабы нарушений, говорить о больших успехах пока не приходится. Проблема кроется в принципах организации лесной отрасли и требует комплексного решения.

В рамках масштабного проекта планируется использовать подходы и методики, которые успешно применяются ФНС России при реализации аналогичной отраслевой программы по обелению зернового рынка.

Каковы предварительные результаты «обеления» лесной отрасли Архангельской области?

Налоговая служба считает, что оборот лесопродукции можно сделать прозрачным и минимизировать риск бюджетных потерь. Один из рецептов – подписание соглашения между компаниями отрасли, которые в добровольном порядке возьмут на себя обязательства по устранению нарушений путём организации прямой поставки леса от заготовителя до переработчика. И здесь определяющую роль должен сыграть крупный бизнес – группы компаний «Титан», «Илим», «Сегежа», «Поморская Лесопильная Компания», «УЛК». Это позволит обелить отрасль, обеспечить увеличение поступления налогов в консолидированный бюджет.

В ближайшее время в Архангельской области будет запущен процесс подписания предприятиями ЛПК Хартии в сфере оборота древесины. Текст Хартии с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения предложений согласован со всеми заинтересованными сторонами. Ряд крупных игроков на лесном рынке уже выразили готовность поставить свою подпись под документом.

Ключевым положением общественного соглашения является то, что компании подтверждают свою приверженность принципам честной конкуренции и берут на себя ряд обязательств, в том числе – обеспечить максимальную прозрачность своего бизнеса, не получать конкурентного преимущества за счет неуплаты налоговых платежей либо участия в схемах незаконного возмещения НДС.

Предполагается, что процедура присоединения к Хартии будет включать анализ деятельности той или иной компании экспертами. В случае, если они обнаружат в работе предприятия признаки использования инструментов недобросовестной конкуренции, их предложат устранить, и до выполнения этого условия компания к Хартии присоединиться не сможет.

Участие в Хартии не является обязательным. Одной из задач этого общественного договора, наряду с повышением эффективности использования лесов в интересах всего населения Архангельской области, является формирование атмосферы взаимного доверия между властью и бизнесом.

Нарушение соглашения будет иметь для компании негативные последствия, прежде всего связанные с имиджевыми потерями.

Реализация данной инициативы не означает свертывание деятельности по выявлению и пресечению правонарушений в сфере ЛПК. Наоборот, это направление будет усилено. При этом создание Хартии позволит вести данную работу более целенаправленно.

Мы начинаем фиксировать, что ряд проблемных налогоплательщиков начинают отказываться от использования фирм-однодневок.

Реформа в сфере применения контрольно-кассовой техники. Когда весь бизнес должен перейти на работу с онлайн-кассами?

Реформа в сфере применения ККТ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Она предполагает поэтапный переход на применение онлайн-касс, которые позволяют передавать данные о расчетах в налоговую службу через Интернет.

На первом этапе реформы, который завершился 1 июля 2017 года, на работу с онлайн-кассами перешел крупный бизнес.

В рамках второго этапа, до 1 июля 2018 года, к новой системе присоединятся организации и предприниматели с наемными работниками, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения.

Прежде всего, речь идет о представителях бизнеса, осуществляющих розничную торговлю и оказывающих услуги по общественному питанию и привлекающих наемных работников.

С 1 июля 2019 года на онлайн-кассы перейдут все остальные участники.

Как показал опыт перехода крупного и среднего бизнеса на онлайн-кассы по сроку 01 июля 2017 года, значительное количество устройств регистрировалось в самый последний момент.

В результате на рынке из-за превышения спроса над предложением произошел резкий скачок цен на ККТ и фискальные накопители, а также образовался их дефицит. По этой причине некоторые организации не успели обеспечить применение онлайн-касс в установленный срок.

А поэтому налогоплательщикам, у которых возникает обязанность применять ККТ с 01 июля 2018 года, лучше не откладывать приобретение и регистрацию кассовых аппаратов на последние дни и начинать данный процесс заблаговременно. Тем более что для этого сейчас наиболее благоприятные условия.

Сегодня на рынке имеется широкое разнообразие моделей кассовых аппаратов по доступным ценам. Например, стоимость некоторых ККТ не превышает 18 тыс. рублей (включая фискальный накопитель), сроки доставки фиксированные. Ознакомиться со всеми предложениями можно на официальных сайтах производителей и центров обслуживания (ЦТО).

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предоставлено право предпринимателям, применяющим ЕНВД и патентную систему налогообложения, уменьшать сумму налога на расходы по приобретению онлайн-касс, но не более чем на 18 тыс. рублей.

В расходы включаются затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом № 54-ФЗ.

Для получения вычета в налоговый орган плательщики ЕНВД представляют соответствующую налоговую декларацию, а налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, - уведомление об уменьшении суммы налога в связи с приобретением ККТ.

При этом если предприниматель обязан применять ККТ нового типа с 01 июля 2018 года, то вычет он может применить только по кассе, зарегистрированной в налоговом органе с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

Зарегистрировать кассу можно как «по-старинке», представив заявление в налоговый орган, так и через Личный кабинет на сайте ФНС России www.nalog.ru, то есть не выходя из дома или офиса.

3 мая истекает срок представления деклараций о доходах, полученных в 2017 году. Кто должен отчитаться перед государством?

Отчитаться о доходах обязаны граждане, получившие доходы:

  • от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 3-х лет (5 лет – в отношении недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 01.01.2016);
  • от продажи ценных бумаг, долей в уставном капитале;
  • от сдачи квартир, комнат и иного имущества в аренду;
  • полученные в порядке дарения от лица, не являющегося членом семьи или близким родственником;
  • в виде выигрышей и призов с сумм, превышающих 4000 рублей (в лотереях, тотализаторах, от участия в рекламных акциях, конкурсах и т.п.);
  • в других случаях, установленных ст.228 Налогового Кодекса РФ.

Кроме того, представить декларацию по форме 3-НДФЛ, обязаны предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. С 2017 года сумма НДФЛ, не удержанная налоговым агентом, уплачивается налогоплательщиком на основании направляемого налоговым органом уведомления. В таком случае сдавать налоговую декларацию не нужно. Налог при этом должен быть уплачен не позднее 1 декабря.

А вот граждане, заявляющие социальные и имущественные вычеты, могут не торопиться – они вправе предоставить декларацию в любое время в течение года.

Для удобства налогоплательщиков весь апрель налоговые инспекции работают по продленному графику: в будни – до 20.00, а также каждую субботу – с 10.00 до 15.00. Получить необходимую консультацию также можно, посетив «Дни открытых дверей», которые пройдут во всех налоговых инспекциях страны 23 и 24 апреля 2018 года.

До срока представления отчетности остается совсем немного времени, как все сделать правильно и в срок?

Самый удобный способ – через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС России. Сервис максимально упрощает задачу. С его помощью можно через Интернет заполнить декларацию и направить ее в налоговую инспекцию прямо из дома или офиса. Заполнение декларации в «Личном кабинете» позволяет избежать ошибок, а сам сервис можно использовать 24 часа в сутки.

Следует обратить внимание вновь зарегистрированных пользователей, что первичный пароль для регистрации в Личном кабинете следует сменить в течение 30 календарных дней, иначе учетная запись будет заблокирована, и использовать возможности сервиса не получится.

КАЧЕСТВО РОЛИКА


0 б

167 Мб

0 б